Форма: уникальность и рационализм
Залог конкурентоспособности рыночного продукта – его внешний вид, эстетическая привлекательность, функционализм, эргономичность, т. е. все категории, составляющие основные принципы дизайна. Дизайнерские находки в процессе формирования облика промышленного продукта способствуют созданию его уникальности и, как следствие, удорожанию на рынке. В некоторых случаях, с позиции ценовой политики, чрезмерное одностороннее увлечение художественной стороной обеспечения уникальности объекта дизайна, не обеспечивает необходимого уровня его реализации. Кроме того, массовое промышленное производство продукта (тиражирование) снижает его художественную ценность, как объекта дизайна.
Исторический период развития промышленного производства доказал необходимость комплексного подхода к дизайн-проектированию создаваемых для реализации на рынке продуктов массового потребления, машиностроения, бытовых приборов. Находки дизайнеров, способствующие сближению производственной технологии и эстетики, затронули функциональные особенности и геометрические формы продукта. Эскизы и модели образцов тщательно прорабатывались дизайнерами, занятыми в сфере промышленности, подвергались тестированию. Значение придавалось также конструктивно-технологическим и функциональным аспектам экспериментальных образцов.
Функциональная целесообразность, эргономичность, экономическая составляющая стали неотъемлемой частью художественного облика объекта дизайна, производимого и тиражируемого промышленным способом. Выработанная, таким образом, стратегия дизайн-творчества – функциональность и рационализм − стала одним из основополагающих принципов дизайна, сближающим творческий процесс художника с областью профессиональных интересов инженеров-конструкторов.
Вариабельность форм
Одним из наиболее востребованных профессиональных качеств дизайнеров является способность конструировать объекты, легко подвергающиеся модернизации и трансформации. В настоящее время это относится как к архитектурным объектам, так и к предметам мебели и интерьера. Широко рекламируются и используются в проектной практике образцы трансформируемой корпусной мебели, легко трансформируемые в жилых, офисных, производственных помещениях стеновые конструкции, позволяющие варьировать с зонированием, а также с другими необходимыми конструктивными изменениями.
Практикующими дизайнерами активно используется прием приспособления внешней формы объекта к определенным функциям, изменяющейся пространственной ситуации, стилевой направленности. Очень ярко и наглядно этот прием используется при создании проектов в стиле минимализма, конструктивизма, индустриальном стиле. При этом образцы дизайнерской мебели вполне могут представлять собой арт-объекты, которые становятся сами по себе художественно ценностными (рис. 1, 2.), созданными на основе вариабельности серийно выпускаемых элементов.
Рисунок 1. Образцы дизайнерской мебели, используемые для создания интерьера в стиле минимализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Образцы дизайнерской мебели, используемые для создания интерьера в стиле минимализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эргономичность и комфорт
Известны параметры, допуски и нормы, используемые практикующими дизайнерами в рамках эргономики – междисциплинарной науки, исследующей различные объекты средового пространства, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности (в быту и на производстве). Эргономические исследование в нашей стране начали активно проводиться в 20-е годы прошлого столетия и в настоящее время прочно вошли в арсенал приемов дизайна. Основной задачей эргономики является создание комфортной для человека жилого и производственного средового пространства. Область применения норм и правил эргономики распространяется от дизайна компьютерной мыши до температурного режима помещения.
Не ограничиваясь эстетическими достоинствами внешней формы, современный эргономичный дизайн способствует повышению эффективности производственных процессов, созданию комфортной пространственной среды для отдыха, занятий спортом, развлечений и т.д. Нормы физического и психологического комфорта человека рассматриваются дизайнерами как одно из основных требований в процессе разработки новых проектных решений, направленных на гармонизацию средового пространства и объектов его наполнения.
Таким образом, такие основополагающие принципы современного дизайна, как функциональность, рациональность, вариабельность обеспечивают, в первую очередь, комфортную среду существования, отвечая одновременно эстетическим и утилитарным запросам человека на производстве и в быту.