Форма и количество элементов в композиции
Форма предмета – это облик предмета, его внешний вид, очертание. Форма в рамках композиции – взаимосвязь самых разных фигур и объектов.
Взаимосвязь фигур происходит из-за комбинирования, формирования группы элементов, которые ее составляют. Существуют следующие принципы комбинирования форм:
- близость;
- замкнутость;
- подобие.
Каждый предмет должен строиться по принципам восприятия. Важно помнить, что глаз человека может воспринимать без потерь только 7 компонентов в рамках композиции. Другие элементы создают рябь, бесконечность, невозможность фокуса на деталях.
Если компонентов в изделии слишком много, тогда необходимо их скомбинировать, создать группу. Так человеческий глаз будет лучше воспринимать визуальную информацию.
Если части находятся в большой близости друг к другу, тогда глаз человека будет считывать их как целостную структуру, единство. Одинаковое количество кругов может быть скомбинировано в разных вариациях. Так возможно создать группировку из горизонтальных частей, а можно из вертикальных.
Но лучше всего будет смотреться композиция, которая сформирована из одинаковых компонентов. Например, квадратов одинаковой величины. Их намного проще комбинировать в одну художественную группу. Человеческий глаз также будет намного лучше воспринимать именно композицию из подобных фигур. Разные по своей структуре фигуры в единой композиции создают дисгармонию. Однако подобная композиция требует гораздо больше усилий – подобрать гармоничный единый художественный мотив труднее.
Формы компонентов композиции, и в целом структура композиции, значительно воздействуют на человека, на его эмоции и чувства. Так плавные пятна, немного размытые, округлые фигуры формируют ощущение спокойствия и строгости. Тогда как строгие контуры прямоугольных форм, заостренные углы формируют ощущение агрессивности, хаоса.
Приведем простой пример: форма плаката для рекламы включает в себя не только величину или расположение в пространстве конкретного листа, но и то, как выглядят блоки текста на нем, какие границы у изображений, как располагаются строчки для текста, какие материалы используются в работе.
Необходимо создавать такую структуру работы, чтобы все элементы этой работы ощущались спокойно, элегантно и гармонично. Ничто на работе не должно создателю казаться либо слишком большим, либо слишком маленьким. Все элементы в работе должны быть обусловлены функциональностью. Не нужно создавать громоздкие работы с большим количеством деталей – это портит восприятие. Композиция должна быть единой системой, формой. Каждая часть в композиции должна просматриваться во взаимосвязи.
Близость расположения и подобие элементов в композиции
Самым важным методом создания формы в композиции является симметрия, то есть подобие. Еще древние люди считали, что самые красивые предметы – симметричные.
Симметрия выражается в гармонии всех элементов, в их сочетании и подобии. Каждая часть должна быть симметричная и пропорциональна. Если эти условия не соблюдаются, тогда создается асимметрия. Она ведет к тому, что человек начинает нервничать, беспокоиться. Но одновременно с этим статика сменяется динамичностью изображения. Нередко асимметрию используются для того, чтобы усилить художественность формы.
Основной принцип визуальной стабильность полноценной композиции – сбалансированность. Баланс в композиции возникает при помощи гармоничного соединения форм элементов, цветовых гамм, а также пластики.
Сбалансированность формы в композиции – положение, в котором абсолютно все компоненты находятся в равновесии. Все части целого находятся в балансе, что формирует ощущение спокойствия, умиротворения и стабильности.
Сбалансированность формы – самая важная черта всех композиций с вертикальной осью. Разнообразить баланс возможно при помощи асимметричном расположении частей в работе. Баланс в композиции способен быть:
- статичным;
- устойчивым;
- динамичным.
При помощи компьютерных технологий намного проще найти баланс в рамках композиции. Можно смоделировать и для практики, и для реальной работы несколько произвольных композиций, которые составляются из самых обычных геометрических фигур. Этими фигурами могут быть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и т. д. В процессе практики можно сохранять самые удачные работы для того, чтобы потом брать их за основу будущих произведений.
Рисунок 1. Симметрия и асимметрия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компьютерное моделирование позволяет также потренироваться в создании разных типов композиций – асимметричных и симметричных – без использования реальных материалов. Это действительно удобно тогда, когда расходовать материалы слишком затратно.
Элементы в рамках композиции разных типов могут находиться на разном расстоянии друг от друга. Самым классическим промежутком можно считать выверенную близость в рамках статичной композиции.
В статике все части заранее рассчитываются – их величина, пропорции и расположение. Также рассчитывают и промежутки между ними. Обычно промежутки не изменяются по ходу работы – составляют от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в зависимости от работы.
В работах, которые сделаны динамично, асимметрично, промежутки не выверены. Дело в том, что для создания асимметричного изображения используются хаотичные отступления и элементы. Линии могут сужаться к концу, либо, наоборот, становиться больше.
Перед началом работы над каждым изделием необходимо понять, какое по характеру оно будет. Если изделие задумывается как статичное, то эскиз будет соответствующим – все промежутки будут равны, похожи друг на друга, будет наблюдаться закономерное чередование. В случае, когда изделие задумывается как асимметричное, эскиз должен полностью отражать те места, в которых будет создана асимметрия.