Проуны Л. М. Лисицкого
Будущий участник русского реформаторского движения в области дизайна Лазарь Маркович Лисицкий родился в 1890 году в Смоленской губернии. Основы архитектурно искусства Лисицкий познавал в Дармштадте (Германия). Первая мировая война вынудила молодого архитектора вернуться на родину, в Россию, экстерном окончив Рижский политехнический институт, эвакуированный в тот период в Москву. Практика оформления Египетского зала в Пушкинском музее в должности ассистента архитектора Р. Клейна стала отправной точкой его творческой и преподавательской деятельности.
Русская революция 1917 года положила начало творческому поиску новых форм в искусстве. Оформление революционных праздников, выставок, разработка плакатов, рекламы, книжная продукция, театральные постановки стали сферой приложения сил и способностей художников, архитекторов, инженеров, сценаристов и др., наметив в перспективе интегральный характер проектно-художественного творчества. Идеей заняться основанным в 1915 г. К. Малевичем объемным супрематизмом – направлением в авангардистском искусстве – вдохновил Лисицкого поэт Н. Харджиев, зная его архитектурную основу.
Наряду с представителями авангардных течений в искусстве А. Родченко, В. Татлиным, Н. Ладовским, В. Кринский, К. Мельниковым, И. Леонидовым, А. Гончаровым, В. Фаворским, формирующими новую отечественную художественную школу, архитектуру, прикладные виды искусств, дизайн (Вхутемас-Вхутеин, 1920-1927 гг.), Лисицкий участвовал в оформлении выставочных экспозиций, книжного и журнального плаката, формировании новых представлений о проектировании пространственной среды и др., используя навыки владения приёмами начертательной геометрии и совмещения перспективы с разными точками схода, намечая контуры искусства будущего общества.
Мотивы технического конструирования Лисицкий воплотил в «проуне» − неологизм, введенный Л. М. Лисицким в 1920 г. для обозначения изобретённой им новой художественной системы, соединявшей идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объёмной формы (рис. 1, 2, 3, 4). Колорит проунов был элегантно сдержанным; цвет обозначал массу, плотность и фактуру разных материалов ‒ стекла, металла, бетона, дерева. Как писал сам автор работ, «…Цвет становится барометром материала и движет его к дальнейшим перевоплощениям…». Новации Лисицкого заключались в комбинировании геометрических плоскостей с трехмерными объектами, выстраивая идеально динамичные конструкции, визуально парящие в пространстве, не имея ни верха, ни низа, что особенно подчеркивал художник: «…оказалась уничтоженной единственная перпендикулярная к горизонту ось картины. Вращая проун, мы ввинчиваем себя в пространство».
Рисунок 1. Ранний проун Эль Лисицкого: «Дом над землей» (1919 г., бумага, графитный карандаш, тушь, гуашь). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Пример афиши Лисицкого: плакат-панно «Станки депо, фабрик, заводов ждут вас». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Графика Лисицкого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Работы Лисицкого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разрабатывая алгоритм абстрактных пространственно-пластических (проуны) и конкретных градостроительных задач, автор планировал в перспективе создание новых форм будущего миростроительства. Универсальность проунов, их отдельные детали и общие композиционные приемы, по мнению Лисицкого, должны были получить развитие впоследствии в качестве основы пластических решений в полиграфии, дизайне, архитектуре, что не однократно имело подтверждение на практике.
Полиграфия и преподавательская деятельность Эль Лисицкого
Типографика Эль Лисицкого стала первым формальным воплощением нового отечественного подхода и надолго прижилась в сфере рекламы и информационной графики. На ранних этапах формирования политпросвещения в СССР типографика Лисицкого была основным инструментом, используемым графическим дизайном. Графические шрифты, ограниченный набор основных цветов, геометричность наиболее точно и образно отражали смысловое содержание. В этот период используемая в СССР для агитационно-пропагандистской деятельности лаконичная венская система изобразительной статистики Отто Нейрата являлась доминирующей. Типографика Лисицкого разрабатывалась параллельно с использованием венской системы и имела общую направленность. Разработка Лисицкого способствовала восприятию информации (независимо от уровня его грамотности) по большей части через простые символические изображения, иллюстрации. Занимаясь темой супрематического знакообразия Лисицкий сформулировал основные принципы полиграфического дизайна.
Революционные идеи способствовали формированию новых подходов к профессиональной подготовке. Работая в Витебском художественном училище, Эль Лисицкий активно внедрял учащимся новые прогрессивные представления о единстве акустики и оптики книги, необходимости делать ее более наглядной и понятной для читателя. Педагог говорил о том, что если старая книга строилась для чтения вслух, то теперь «процесс СЛУШАНИЯ книги превратился в процесс СМОТРЕНИЯ».
Информационная графика Эль Лисицкого
В настоящее время информационная графика – одно из важных направлений проектной деятельности – информационного дизайна. Основы демократизации способов передачи информации, заложенные Лисицким, способствовали расширению границ культурного общения, перестраивая всю систему образования. Средства и способы визуализации, архитектурная организация книги, предложенные Лисицким, надолго вошли в практику полиграфии, способствовали более доступному и эффективному ознакомлению читателя с образовательной литературой.