Футуристическое начало Пролеткульта
Новое «конструирование» революционно преобразованного общества и окружающей среды, производства и быта, литературы и искусства ознаменовало целую эпоху в культурной жизни России 20-х годов. Авангардные новации в формообразовании объектов и предметов, символике и образах, архитектуре и стиле черпали идеи в недрах футуристического течения, суть которого можно лаконично выразить лозунгом «Время, вперед!». Футуристическое начало легло в основу идеологии и направления деятельности организации, взявшей на себя роль локомотива в формировании новой культуры победившего пролетариата – Пролеткульт (1917 г., г. Петроград), став художественной моделью искусства в производстве.
Деятельность Пролеткульта охватывала преимущественно все области творческой и иной деятельности человека: от декоративно-прикладной и производственной до кинематографической. В рядах Пролеткульта присутствовали политики и художники, поэты и прозаики, передовая российская интеллигенция, формировавшая идеологию постреволюционного периода: А. Богданов, В. Плетнев, М. Горький, А. Луначарский, Б. Арватов и др. Многоплановая профессиональная деятельность организации позволяла формировать тенденции в литературе, творчестве художников, утилитарно-технических сферах, издавать журналы и альманахи, печатную продукцию агитационного и философско-аналитического характера и т. д. (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Просветкульт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Альманах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История и социальные аспекты «производственного искусства»
В рамках деятельности Пролеткульта рассматривались вопросы, связанные с новыми подходами к формированию постреволюционной предметно-пространственной среды. В авангарде процесса обновления стоял аналитик и теоретик «левой живописи» (супрематизм, конструктивизм), основоположник концепции «производственного искусства», искусствовед Б. Арватов. Проследив исторические последовательности, взаимосвязи и тенденции в живописи, Б. Арватов выявил основные противоречия экспрессии супрематизма и технического начала конструктивизма и обосновал новое, перспективное для развития социально ориентированного общества направление, интегрирующее искусство и научно-технические достижения.
Обновленный предметный мир, синтезирующий художественное формообразование и техницизм, стал основной перспективной целью деятелей Пролеткульта, уникальным историческим стимулом и мотивацией зарождения промышленного дизайна. Прослеживая этапы формирования понятия и содержания «искусства в производстве», можно условно разграничить следующие вехи: синтез искусства и техники периода начала промышленного бума (конец XIX-начало XX вв.) – новые формы и эстетическое преобразование внешнего облика предметов; XX век – соединение инженера-технолога и художника в одном лице – дизайнере, стилистическое средовое и предметное единообразие, социальная направленность деятельности дизайнера, эстетизация «вещи» в соответствии с уровнем развития производства и технологий.
Основываясь на данном разграничении периодов становления «производственного искусства», можно рассматривать его развитие в послереволюционной России, как теоретически обоснованный, авангардный союз элементов конструктивного направления и эстетического равновесия супрематизма, дополняющих друг друга. Примером этого синтеза могут служить творческая, художественно-дизайнерская деятельность Л. М. Лисицкого, экспериментирующего и практикующего в духе супрематизма, исследовавшего различные аспекты и идейное содержание этого течения. Объединяя концептуальное начало конструктивизма и супрематические тенденции, этот талантливый художник разрабатывал дизайн предметов и печатных изданий, занимался преподавательской деятельностью. Идеи «производственного искусства» захватили многочисленные ряды новаторов творческих профессий. Формировался уникальный пласт художников-дизайнеров, преобразующих предметный мир на фоне становления нового социального порядка и общественных отношений. Общественный интерес к данному явлению не ослабевает и в настоящее время. Исследования истоков и сущности отечественного «производственного искусства», реализации его художественных идей занимает творчество многочисленных зарубежных литераторов, исследователей истории дизайна.
Русский авангард в мировом художественном развитии
Экспериментальная основа русского авангарда 1920-х годов рассматривается культурологами и искусствоведами как революционное начало, полностью реформировавшее и преобразившее быт новыми конструктивными формами, предложив предать забвению «изображение». Социальная революция, изменившая в корне государственное устройство общества, создала предпосылки для создания «Левого фронта искусств» − объединения художников и теоретиков, сторонников «искусства в производстве», конструктивизма, обоснования эстетики футуризма и многое другое, о чем спорят и дискутируют в плане влияния на развитие дизайна и в XXI веке. Не имеющие аналогов в мире революционные преобразования стали той основой, на которой сформировалось специфическое художественно-проектное направление, оказавшее влияние на мировые тенденции художественного движения, дизайна, культуры.
О влиянии российского авангарда на мировую художественную культуру опубликовано множество зарубежных научно-теоретических статей и монографий. Разработанные художниками конструктивистские принципы используются и трансформируются известными художниками Европы и Америки, порождая новые течения и стили. Творчество Л. Лисицкого, Л. Поповой, В. Степановой, А. Родченко, В. Татлина и др., пополнивших ряды «производственников» искусства, анализируется и рассматривается как инновационное. Работы художников-авангардистов, перевернувших представления о смыслах абстрактного геометризма в живописи, графике и скульптуре украшают музеи и выставочные залы всего мира.