Особенности стиля ар-нуво и его влияние на дизайн мебели
Стиль ар-нуво стал популярным во Франции на рубеже XIX-XX веков. Одним из создателей этого направления считается Анри Ван де Вельде, который утвердил в искусстве движение к натуральному, к природе. Помогал сформировать это направление коллекционер Самуэль Бинг, который создал одноименный магазин произведений искусства. Там выставлялись и продавались работы молодых художников и других творцов.
Природа стала постоянным, неисчерпаемым источником идейного формирования для всех творцов в стиле ар-нуво. Большая часть из них также отлично знала об особенностях строения растений и животных. Они черпали свое вдохновение из мира животных и растений.
Художники активно использовали образы различных птиц и насекомых. Часто встречались в их работах павлины (дань восточной традиции), ласточки, стрекозы. Также часто использовались образы цветов, листьев и стеблей. Творцы создавали силуэты, похожие на изгибы цветков.
Некоторые исследователи называют это направление также флореальным, то есть растительным. Представителями этого стиля являются Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Гектор Гимар (создатель известных решеток для метро в Париже), Август Эндель, Берхард Панкок, Рихард Римершмидт и другие.
Основой для этого стиля становятся линии, которые как будто перетекают одна в другую. Важным для творцов также была чистая геометрия, которая предшествовала конструктивизму первой половины XX века.
Постепенно, изменяясь, подчиняясь контролю композиции и форм, первоначальный ар-нуво перенял черты функционализма.
Практически все представители этого стиля были в прошлом графиками, художниками, дизайнерами, занимались архитектурой, а также прикладным искусством. После знакомства с данным стилем они познавали, как создаются дома и предметы, превращались в конструкторов, инженеров, технологов, теоретиков. Их начала интересовать история искусства.
Ар-нуво превратился из стиля, который использует орнаментализм в качестве основного инструмента, в функциональный и рациональный. Это переосмысление стиля произошло в начале XX века. Так началось продвижение искусства предметов. Производство предметов стало основой для новых стилевых поисков. Оно же стало базой для создания дизайнерской теории.
В это время начинается активное слияние американской промышленности и европейского самосознания. Первая очная встреча нового искусства с европейским миром произошла на Всемирной промышленной выставке, которая прошла в Лондоне в 1851 году. Там была впервые показана парта для школы, которая стояла на опорах из чугуна. Она была идеальной для учеников – анатомична, подходила под возраст, особенности занятий. Еще она отличалась простотой и правильностью конструкции, что удивило всех наблюдателей.
Американский дизайн дал европейскому дизайну первый урок – то, что используется в быту может быть не только функциональным, но и красивым. Это сильно удивило ученого Ф. Рело, который заявил о эстетической привлекательности всей американской техники. А Юлиус Лессинг, директор Берлинского музея прикладных искусств, отметил, что американские топоры функциональны и удобны как раз из-за своего внешнего вида и конструкции. Его удивила красота линий, удобство для руки человека – топор будто повторял все изгибы руки человека.
Официальные отчеты за 1876 году говорят о том, что в Америке был создан новый стиль, который позволил совместить красоту и функциональность. Все предметы быта, созданные в этом направлении, будто бы повторяли изгибы человеческого тела. Активнее всего этот стиль воздействовал на создание мебели – фурнитура нового типа была привлекательна внешне, а также комфортна для человека.
Исследователи считают, что изготовители мебели в эпоху модернизма работали в двух направлениях:
- декоративный (большое количество деталей, необычные формы и контуры) – это французская, венгерская и чешская школы;
- конструктивный (точность, простота, ясность линий) – немецкая, английская, американская школы.
Мебель, которую создавали Рихард Римершмидт и Берхард Панкок, как раз была в духе конструктивного направления. В ней прослеживалась ясность конструкции и линий, отсутствие лишнего декора.
Деятельность Рихарда Римершмидта
Рихард Римершмидт – архитектор, художник декоративно-прикладного искусства немецкого происхождения. На свет Римершмидт появился в Мюнхене в 1868 году.
Он получил хорошее художественное образование в Германии, занимался преподавательской деятельностью, был теоретиком нового стиля и собственного направления «мюнхенский югендстиль».
Он самостоятельно спроектировал себе дом. В нем была использована мебель в духе нового стиля – она обладала мягкими линиями, была несколько округлой.
Рихард Римершмидт активно занимается созданием предметов – проектирует мебель, изготавливает ковры, дует стекло. Ему удается поработать в качестве архитектора для Мейсенского фарфорового завода, а также Германской линолеумной фабрики.
Рисунок 1. Стул Рихарда Римершмидта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Именно благодаря Рихарду Римершмидту формируются стандарты дизайнерской деятельности.
Отличительными чертами стиля Римершмидта являются:
- простые конструкции;
- подчеркнутое формообразование;
- единообразие серийного и индивидуального производства;
- удобство;
- гладкость форм;
- использование в работе механизированного фанерования.
Деятельность Берхарда Панкока
Берхард Панкок – график, архитектор, художник и дизайнер немецкого происхождения. Он появился на свет в 1872 году в городе Мюнстере. Как и Рихард Римершмидт, Панкок получил хорошее художественное образование – закончил Академию изящных искусств в Дюссельдорфе.
Изначально он работал в качестве иллюстратора для нескольких периодических изданий. Панкок выступал за стирание границ между декоративно-прикладным искусством, промышленностью, классическим искусством и т. д. Он хотел создать свободную творческую среду.
Рисунок 2. Шкаф Берхарда Панкока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным стилем его работ был ар-нуво. Мебель, которую он создавал отличалась следующими чертами:
- простота дизайна;
- точные линии;
- мягкость линий;
- растительный орнамент;
- изящные изгибы;
- присутствие декора.