Общие сведения об объединении «Уновис»
«Уновис» – это творческое объединение, которое было создано последователями идеи Казимира Севериновича Малевича в рамках Витебского народного художественного училища.
В 20-х годах XX века было создано первое творческое объединение учеников Казимира Малевича, которое называлось «Молпосновис». Далее они сменили название на «Посновис» – это случилось из-за того, что к творческой группе присоединились художники старшие по возрасту. В феврале объединение стало носить название «Уновис». Это название расшифровывалось как «Утвердители нового искусства».
В творческой группе состояло примерно 40 человек. Руководителем выступил Казимир Малевич. Представителями «Уновиса» были Абрам Соломонович Векслер, Иван Трофимович Гаврис, Вера Михайловна Таврис, Эмма Ильинична Гурович, Лазарь Львович Зуперман, Ефим Моисеевич Рояк, Эль Лисицкий и другие.
Изначально объединение было создано как супрематическая партия – его участники считали, что только супрематизм является основным течением в искусстве, на основе этого течения возможно строить жизнь.
Манифест «Уновиса» был опубликован в 1921 году в журнале «Искусство», его написал сам Казимир Малевич. Отличительным знаком данной группы были черные квадраты, которые нашивались на пиджаки.
Основной целью «Уновиса» было утверждение нового искусства. Среди новых течений, которые поддерживали члены объединения, были супрематизм, кубизм и футуризм.
Для того чтобы вступить в это творческое объединение необходимо было заполнить особую анкету.
Рисунок 1. Анкета «Уновиса». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для продвижения своего объединения они распространяли листовки, самодельные журналы, стенгазеты и т. д. В этих печатных изданиях они прописывали свои лозунги. Самым главным из лозунгов был: «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях!».
Деятельность объединения «Уновис»
Идейная база «Уновиса» – совместное искусство. Его участники занимались тем, что при помощи супрематизма формировали урбанизированную среду. Все их труды на выставках показывались как совместное творчество.
Данное творческое объединение занималось формированием культурной среды в Витебске. В рамках Витебского народного художественного училища действовала самая активная группа художников. Они пытались создать новую систему обучения художников нового типа.
Члены «Уновиса» желали перенести супрематическое искусство в область формирования урбанизированной среды. Они занимались не только опытами в области оформления среды, но и в области станковых экспериментов.
Витебские власти заказали у «Уновиса» несколько элементов для оформления города. Так были созданы панно в стиле супрематизма, декор фасадов некоторых зданий, знамена для праздников, роспись для трамваев в стиле супрематизма. Для Витебского Большого театра было разработано оформление к Первомаю.
Рисунок 2. Оформление к Первомаю, которое было создано «Уновисом». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо того, были созданы различные вывески, ткани, плакаты и обложки в стиле супрематизма. Члены «Уновиса» проводили эксперименты в полиграфическом искусстве.
Последователи идей Казимира Малевича занимались также организацией выставок в Москве и в Витебске. Некоторые работы были отправлены на выставку в Берлин.
Важной частью деятельности «Уновиса» можно считать активную общественную работу. Основной задачей творцы считали распространение нового вида искусства среди других художников, архитекторов и дизайнеров. Они проводили митинги, играли спектакли, читали лекции. Так они поставили несколько постановок в стиле супрематизма - «Супрематический балет» Когана, «Победа над Солнцем» Ермолаевой. Эль Лисицкий создал еще один вариант «Победы над Солнцем» в виде спектакля с электромеханическими декорациями, но реализовать его не вышло.
В 20-х годах XX века группа сообщила художественному миру о том, что филиалы объединения появились во многих городах – Оренбурге, Смоленске, Самаре, Екатеринбурге, Одессе, Перми и Саратове. В филиалах группы были малочисленны. В основном это были бывшие ученики самого Казимира Малевича. Не всегда в филиалах поддерживали витебское отделение объединения, но основа была на революционное, новое искусство.
Самыми активными филиалами были отделения в Москве, Оренбурге и Смоленске. Они находились в активной переписке с Казимиром Малевичем, следовали всем его инструкциям.
Группу в Самаре представлял Георгий Георгиевич Ряжский, который в тот период активно занимался супрематическим искусством. В Оренбурге кружком руководил Иван Алексеевич Кудряшов. Московское объединение было представлено Густавом Густавовичем Клуцисом и Сергеем Яковливечем Сенькиным. Сенькин также руководил и группой в Екатеринбурге, потому что работал в этом городе до переезда в Москву. Неизвестно кто точно руководил филиалом в Одессе, но эту должность приписывают художнице Н.М. Давыдовой – она долгое время работала с Малевичем в Москве, а позже жила в Одессе. Время ее пребывания в Одессе совпадает со временем создания филиалов.
Пермское отделение было представлено Петром Ивановичем Субботиным-Пермяком. С ним в группу входили студенты Пермской ГСХМ, которые были воодушевлены встречей с Малевичем в начале 20-х.
Рисунок 3. Эль Лисицкий. «Клином красным бей белых». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Казимир Малевич, желая увеличить область своего влияния, предлагал поэту Алексею Елисеевичу Крученых сформировать филиал «Уновиса» в Баку. Крученых хоть и поддерживал идею нового искусства Малевича, стремился к тому, чтобы продвигать свои идеи, а не чужие.
Отделение «Уновиса» в Витебске распалось в 1922 году. Отчасти на распад группы повлияла репрессивная политика властей Витебска, которым не нравилось, что члены «Уновиса» установили монополию на представление нового искусства в городе. Власть сначала лишила группу всяческой поддержки, а потом вытеснила из общественной жизни. Так большая часть представителей группы покинула Витебск, обосновавшись в Петрограде.
Группа номинально существовала и в 1923-24 годах, некоторые работы ее участников показывались на выставках. Однако былого влияния они не имели. У представителей объединения были идеи по возвращению в общественную жизнь, созданию журнала об искусстве, но уже в Петрограде. Но возродить группу не получилось. Большая часть членов «Уновиса» отошла от радикальных взглядов, предпочитая умеренные по своей силе реформы.