Общие сведения о дисциплине «Академический рисунок»
Традиционно дисциплина «Академический рисунок» являлась одной из основных в учебном процессе подготовки дизайнера, первой ступенью продолжительного периода освоения мастерства художественного проектирования. Отечественная академическая школа владеет уникальной методологией преподавания всех основ художественных практик, в том числе прикладного проектного творчества. Колоссальные обучающие наработки и образцы монументального и художественно-проектного искусства широко известны, узнаваемы, многократно тиражируются, пользуются популярностью и востребованы профессионалами всего мира.
Исторически школа рисунка достигла максимальных высот в середине XIX века. В этот период формировалась, развивалась и совершенствовалась методология преподавания дисциплины, а также техника рисования и материалы. Владение рисунком предполагало развитие у обучающихся способностей к анализу окружающего материального мира и воссоздание впечатлений о нем. Овладение техникой рисунка означало также развитие у обучающихся умения аналитически и художественно осмысливать форму и графическими средствами пространственного изображения передавать ее конструктивно, выразительно, пластично, структурно и объемно располагая в среде.
Программой обучения были выстроены определенные этапы в обучении рисунку, в процессе освоения, которых студент овладевал основами академического рисунка, развивал зрительное восприятие, постигал принципы и методы реалистичного изображения и объемного моделирования формы средствами рисунка, осваивал общие понятия и теоретические представления о построении, перспективе, тональном рисовании. Постепенно прогрессируя, обучающийся овладевал общими принципами передачи объемного предмета на плоскости бумаги, развивал самостоятельное мышление при решении творческих вопросов, раскрывал для себя эстетическую сущность академического рисунка. Итогом профессионального обучения являлись полностью сформированные основополагающие профессиональные компетенции, позволяющие успешно развивать творческую карьеру.
В настоящее время идеи и практики основоположников отечественного академического рисунка не утратили своей актуальности, напротив, они издаются и тиражируются в виде методических пособий, учебников, рекомендаций и обзоров, совершенствуются и получают новое развитие, в том числе в программе подготовки профессиональных дизайнеров (1-6).
Методика преподавания
На этапе введения в дисциплину обучающимся излагается содержание курса, целью которого является, в первую очередь, развитие способности внимательного наблюдения за предметом (особенности его формы, пропорций, освещения, фактуры и др.) Студенты исследуют и обсуждают конструктивную особенность предмета. Практические занятия начинают с изображения простых геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Преподаватель расчленяет этапы работы над рисунком и при этом дает представление о взаимосвязанности этих этапов как единого процесса изображения предмета (группы предметов) в пространстве, таким образом, анализирует и синтезирует последовательные этапы работы.
Отдельно ряд практических занятий посвящается художественным материалам. Обсуждаются образцы бумаги, особенности и марки различных типов карандашей и др. Эффективным приемом обучения является апробация художественного инструментария на практике.
Вначале практической работы над рисунком студенты намечают общий вид. Далее намечают в обобщенной форме детали, затем соподчиняют предметы. Созданный обучающимся линейно-конструктивный рисунок позволяет сформировать у обучающегося представление об изображении в перспективе, навыки передачи формы предмета. Важным аспектом обучения является теоретическое и практическое получение знаний о перспективе (линейная, воздушная), детальная проработка вопросов, связанных с особенностями распределения света, объемно-конструктивных решений (особенно при изображении сложных по форме предметов). Эти знания очень важны для дизайнера, планирующего практиковать с помощью эскизов и скетчинга.
После освоения студентами пространственного изображения геометрических предметов (отдельных и в группе), они переходят к более сложной задаче – натюрморты, портреты, ознакомление с анатомией человека (анатомия для художников) и др. (рис.).
Рисунок 1. Примеры академического рисунка (студенческие работы автора). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Примеры академического рисунка (студенческие работы автора). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важным этапом подготовки обучающихся является рисование по памяти. Помочь в развитии данных способностей помогают наброски, зарисовки. Создание набросков стимулирует память, развивает наблюдательность, чувство пропорции, технические навыки, умение выделять основное из общего. Поэтому в процессе обучения рисунку практические занятия чередуются: делаем рисунки с натуры и по памяти.
Важным факторов стимулирования студентов и развития способности к анализу являются коллективные просмотры работ и их обсуждения. Помимо оценочных комментариев педагога, студенты учатся самостоятельно оценивать работы и обмениваться мнениями.
Наиболее активно, с энтузиазмом, студенты принимают участие в занятиях академическим рисунком на пленэре. Этот этап обучения очень важен, так как является действенным инструментом познания реального мира, сознательного отбора более существенных и важных наблюдений для визуализации их, а также проникаться и вдохновляться природой. Обогащение подобным опытом помогает избегать искажения реальности в дальнейшей творческой созидательной деятельности, гармонично и осмысленно реализовать свои замыслы и идеи.