политическая теория XV-XVI веков, обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «Москва-Третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй является Московская Русь. Доктрина была идеологически разработана монахом Филофеем в письмах к Василию III.
Научные статьи на тему «Теория «Москва — Третий Рим»»
Теория культурно-исторических типов
Как и для остальных славянофилов, главной проблемой исследования... Поскольку прежние подобные концепции, на которые до сих пор опирались народники, - такие как концепт «Москва... – третийРим» или официальная «триада» «православие.... Теория же эта, в свою очередь, базировалась на собственном опыте Данилевского как естествоиспытателя.... Согласно этой теории, противопоставленной им дарвиновской теории эволюционного развития, организмы в
В статье рассмотрены взгляды отечественного историка И. А. Кириллова на место теории Филофея «Москва третий Рим» в общественно-политической практике московского самодержавия XVI в. и отражение этой теории в памятниках русской письменности.
Определение 1
«Москва — третийРим» — это политическая и теологическая концепция, которая утверждала... Согласно ей, концепция «Москва — третийРим» в явном виде была впервые сформулирована старцем Елеазарова... Существуют и другие точки зрения о генезисе и авторстве теории «Москва — третийРим».... Политически теория «Москва — третийРим» также обосновывается легендой начала XVI веков о византийском... ТретийРим
Новым Римом стала Москва, чему способствовали освобождение от монгольского владычества, объединение
В статье рассмотрены взгляды отечественного историка И. А. Кириллова на место теории Филофея «Москва третий Рим» в общественно-политической практике московского самодержавия XVI в. и отражение этой теории в памятниках русской письменности.
(лат. adoratio – воздавание почестей, почитание) – слова, жесты, иные знаки, выражающие уважение, признание превосходства кого-либо и собственной зависимости от него. В светском значении А. есть акт почитания достойных, уважаемых людей, а также лиц, наделенных властью, в религиозном – акт почитания божества и лиц, приписывающих себе прерогативы божества (императоров в Древнем Египте, Вавилоне, Риме и т.п.), святых и предметов, связанных с ними либо с божеством.
в христианстве человек, избравший особенный путь спасения. – «Христа ради юродства». Этот способ подвижничества восходит к словам апостола Павла (I Кор. 3:18–19). Ю. принимал на себя личину безумия перед людьми, под к-рой он скрывал для Бога свою духовную премудрость.