в значении «праздник богоявления» это слово встречается у Геродота («История», 1.51), где Т. назван греч. весенний праздник в Дельфах в честь Аполлона. В современной религиозной лексике это понятие используется в его букв. значении богоявления (безотносительно к греч. празднику в Дельфах). В религиоведении термином «Т.» обозначаются факты религиозного опыта, содержанием к-рых выступает Откровение божества.
Теофания сложный религиозный феномен явления Бога, представленный в различных религиях. Несмотря на теологическую и религиоведческую значимость, специфика теофании изучена недостаточно. До последнего времени теофания изучалась преимущественно при помощи описательной методологии, реже с привлечением элементов феноменологического анализа. В данной статье автор обосновывает правомочность использования для изучения теофании теологической герменевтики, понимая последнюю как особую форму символической коммуникации. Рассмотрены различные формы теофании в соответствующих религиозных и культурных контекстах.
Статья посвящена изучению изменений в системе эстетической терминологии, связанных с новозаветными теофаниями, и особенно с темой Преображения. Центральное место занимает вопрос о специфике трансформации античных представлений о восприятии, базирующихся на платонизме, под влиянием идеи Боговоплощения, и связанных с ним концепций теозиса и кенозиса. В основе анализа лежит изучение текста синоптических евангелий и посланий апостолов Петра и Павла. Статья разбирает вопросы относительно влияния Павловых посланий на христианскую теорию образа через его рассуждения, связанные с представлениями о перцепции, изобразительности, мистическом опыте. Особое внимание уделено анализу теории образа у апостола Павла и того смысла, который он вкладывает в термины: Образ (ε’ικών, σχήμα, μορφή), Слава (δόξα), Подобие (ομοιωσις), Образ Ипостаси (χαρακτήρ της ύποστάσεως).
обязательный учебный предмет в начальных и средних учебных заведениях дореволюционной России. Преподавался священнослужителями. Содержанием преподавания были: структура и основные положения Библии, основные молитвы, заповеди и т. п., что должно было воспитывать учащихся в духе православия.
(яп. – букв. сияющая на небе богиня), древнее яп. божество, персонифицирующее солнце; в синтоизме – глава пантеона. Мифологические повествования об А. входят в состав др.-яп. летописей Кодзики и Нихонги.