Рассматриваются принципы построения систем автоведения подвижного состава железных дорог. Наиболее распространенным классом таких систем в нашей стране являются автономные бортовые системы автоведения. Их внедрение и эксплуатация позволяют повысить безопасность движения, энергоэффективность железнодорожного транспорта, улучшить условия труда локомотивных бригад. Анализируется история развития и структурно-функциональные схемы этих систем. Рассмотрены собственно программные устройства автовождения, которые включали от одной до трех программ движения, рассчитываемых предварительно в лабораторных условиях, а также современные двухконтурные системы, включающие регулятор скорости, регулятор времени хода и программный блок, предполагающие выполнение упреждающего тягового расчёта на борту в режиме реального времени. В векторной форме представлена формальная постановка задачи оптимального управления движением поезда. Наиболее распространенным критерием оптимальности в такой задаче является ...