единство внешней и внутренней активности индивида по выходу из трудной ситуации. В силу своей трудности подобная ситуация требует мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в трудной ситуации, обрабатывает информацию о ней посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на П. в т. с. В трудной ситуации стремление индивида удовлетворить какой-л. мотив блокируется противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий и возникает собственно трудная ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме П. в т. с. м. б. троякой. Эмоции выступают как: а) индикатор трудности; б) оценка значимости ситуации для личности; в) фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент П. в т. с. Среди основных типов П. в т. с. выделяют: а) активное поведение как деятельная форма адаптации субъекта, активное преобразование среды (конструктивное или деструктивное); б) пассивное поведение (приспособление или уход от ситуации). Ряд ученых считают, что трудная ситуация порождается в основном объективными обстоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степени также субъективна: 1) объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную (напр., ребенок боится оставаться один в темной комнате); 2) могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную (привычный ритм жизнедеятельности населения г. Припять в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.); 3) личность может осознавать трудность ситуации, но оценивать ее как незначимую для себя (напр., «не удается, ну и ладно», «не получается – ничего страшного, в др. раз получится»); 4) ситуация м. б. значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее разрешение, человек уходит от реальности посредством включения механизмов психологической защиты; 5) ситуация м. б. объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации ресурсов (напр., трудность боевой операции различна для новичка и бывалого воина).
Научные статьи на тему «Поведение в трудной ситуации»
Нахождение человека в труднойситуации
Человек, который находится в труднойситуации, должен получать... От того, как лицо обработало данную информацию, зависит его поведение в труднойситуации, переживаемые... Эмоции являются важным компонентом деятельности и поведения человека, в том числе и в труднойситуации... Активное и пассивное поведение человека в трудныхситуациях
Физическая напряженность характеризуется... Поведение человека в трудныхситуациях.
Автором исследуется согласованность Образа «Я» личности, дифференцированность его компонентов и связь между степенью дифференцированности образа «Я» личности и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Рассматриваются такие понятия, как Я-концепция и Образ «Я», множественность и динамизм которых подчеркивается и другими учеными. Показано, что дифференциванность Образа «Я» личности, присущая интегрированной личности, достигается, прежде всего, непосредственной включенностью личности в различные жизненные пространства. Вариативность самоописаний связана с дифференциацией Образа «Я», чем точнее разделение, тем шире описания и тем больше в них встречается поведенческих, деятельностных характеристик.
Чаще всего девиантное поведение возникает у подростков, которых принято называть «трудными», а также... у тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.... Для того, чтобы психокоррекционная работа с девиантными подростками, оказавшимися в трудной жизненной... Основные методы и средства психокоррекции девиантного поведения у подростков, попавших в трудную жизненную... сфере вопросов девиантного поведения и выхода из сложной жизненной ситуации.
В статье представлены результаты исследования, целью которого выступило изучение стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов и выделение условий, которые определяют выбор этих стратегий. Показано, что студенты предпочитают активный вариант совладания преодоление, их действия ориентированы на достижение, на практическое изменение трудной ситуации. Они вырабатывают план действий, вовлекают других людей в процесс решения проблем, могут проявлять агрессию. Для студентов не характерны такие формы поведения, которые соответствуют понятию «переживание». Многие из них не оказывались в особых жизненных ситуациях, которые невозможно разрешить с помощью предметно-практической и познавательной деятельности. Предпочтение студентами некоторых копинг-стратегий связано с наличием у них акцентуаций характера.
периодическое издание Калужского института социологии и консультирования. Выходит с 1994 г. До 2000 г. журнал издавался один раз в квартал, позже – 6 раз в год (С. Л. Прошанов, 2005). За прошедшие годы опубликовано множество статей по проблемам экспертизы, консультирования и практического регулирования социальных конфликтов, конфликтологической диагностики и образования.
научный принцип, который требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Контент-анализ списков литературы более 300 диссертаций показал, что авторы используют только 9,8 % публикаций, имевшихся по проблеме конфликта в своей науке. За последние 10 лет «индекс преемственности» конфликтологических исследований не увеличивается. Это приводит к дублированиям тем исследований, замедляет темпы развития науки (А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов, 2004). Важной стороной П. п. является необходимость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечественной, а уж затем зарубежной конфликтологии. Нация, лишенная самобытности, не м. б. великой. Точно так же не м. б. не только великой, но даже самостоятельной наука, не знающая своей отечественной истории, заимствующая исходные принципы, основные теоретические концепции главным образом из работ западных конфликтологов. Копия всегда беднее оригинала. Западные теории конфликтов представляют для нас несомненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы российских конфликтов на основе западных подходов. Характер социального взаимодействия у нас веками отличался от западного. Только в ХХ в. по масштабам разрушительных последствий конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты – др. по сравнению с западными. Для их объяснения нужны отечественные, а не западные теории. Кроме того, отечественный опыт практического регулирования реальных конфликтов насчитывает почти два тысячелетия. Он гораздо богаче аналогичного опыта любой европейской страны. Американский опыт последних двухсот лет успешнее нашего, но в десятки раз беднее его. Поэтому только на основе отечественных исследований можно дать работающие рекомендации по регулированию российских социальных конфликтов. Главным источником отечественных теорий конфликтов является опыт развития и регулирования последних в процессе всей истории существования России. На практике же российские конфликтологи высшей квалификации используют лишь одну десятую часть того, что сделано их предшественниками в той науке, которую они представляют. За последние 7 лет опубликовано не менее 40 книг, посвященных проблемам конфликта и конфликтологии. В большинстве из них история конфликтологии отождествляется с историей западной конфликтологии. Лишь в единичных работах делается попытка коснуться отдельных аспектов истории отечественных исследований проблемы конфликтов. При этом работы западных ученых мало кто читал, поскольку у нас они мало издаются. К публикациям отечественных авторов уже сложилось традиционное для гуманитариев отношение как к второсортным по сравнению с западной наукой. Следовательно, состояние преемственности конфликтологических исследований в России пока неудовлетворительно. Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа отечественной конфликтологии.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут