это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т. характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями среды (в т. ч. и социальной деятельности) и возможностями человека. Степень рассогласования определяет уровень С. т. Общие признаки С. т.: наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-л. целей, мотивов; состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта; заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности». Исходя из системы отношений человека выделяют С. т. деятельности, бытийные С. т., внутриличностные и социального взаимодействия. В трудной ситуации деятельности человеку противостоят условия деятельности. В трудной бытийной ситуации человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия личности противостоят др. человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе. Указанные типы С. т. редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы переплетаются друг с другом. Так, С. т. в совместной деятельности может повлечь С. т. в отношениях с руководителем, что в свою очередь может вызвать внутриличностный конфликт. С другой стороны, жизненные кризисы могут быть причиной возникновения С. т. в деятельности и взаимодействии с окружающими. В зависимости от того, как воспринимается угроза реализации мотивов, поставленных целей, С. т. могут иметь три уровня: 1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения); 2) трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты); 3) трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, боевые, катастрофические ситуации).
Понятие трудныхситуаций деятельности
Замечание 1
Труднаяситуация деятельности – это лишь один... из видов трудныхситуаций, носящий специфический характер.... Разновидности труднойситуации деятельности
Основные исследования в сфере оценки труднойситуации деятельности... Среди трудныхситуаций деятельности выделяют следующие категории:
Проблемная ситуация деятельности.... Чрезвычайные ситуации как вид трудныхситуаций.
В статье анализируется и раскрывается понятие трудной ситуации. Также выделяется западными учеными множество квалификаций трудных ситуаций и на этой основе делаются выводы о предотвращении конфликтов.
Понятие трудных бытийных ситуаций
Определение 1
Трудныеситуации бытийного плана - это сложные... бытовые ситуации, в которых человеку трудно выбрать определённую модель поведения.... Трудные бытийные ситуации.... Способы реагирования человека на трудныеситуации в быту
Бытийные ситуации характеризуются возникновением... То есть при возникновении трудных бытийных ситуаций человеку противостоит среда.
Цель: провести анализ особенностей семьи заключенного как семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; выявить стратегии семьи в отношении заключенных и основания выявленных стратегий. Метод проведения исследования: качественное исследование методом полуструктурированного интервью. Результаты: выделены семейные стратегии в отношении заключенных: стратегия стабильной связи и стратегия дистанцирования; выделены основания данных стратегий; представлена интерпретация трудностей, с которыми сталкивается семья заключенного в осуществлении стратегии стабильной связи: социальные, психологические и экономические; показана роль данных стратегий в структуре ресоциализации заключенных. Область применения результатов: разработка социальнокоррекционных программ с семьей заключенного, практическая деятельность социальных работников, работников пенитенциарной системы и органов внутренних дел.
термин, определяющий содержание, жанры, адрес и формы работы с читателями газет и журналов, которые рассчитаны на массового читателя с низким уровнем общественной активности, сознания и художественного вкуса. Как правило, «П. ж.» широко использует слухи, надуманные сюжеты, непроверенную информацию. При определенных условиях — конфликтоген.