это понятие было
впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало
вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, ис черпавших потенциал индустриального производства, в качествен но новый этап развития. Он характеризуется снижением доли
и значения промышленного производства за счёт роста сферы
услуг и информации. Производство услуг становится основной
сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере инфор мации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения.
На основе этих изменений происходит переосмысление всех базо вых характеристик индустриального общества, фундаментальная
смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное обще ство определяется как общество «постэкономическое»,
«посттрудовое», т.е. такое общество, в котором экономическая под система утрачивает своё определяющее значение, а труд перестаёт
быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндуст риальном обществе уже не рассматривается как «человек экономи ческий» по преимуществу. Доминирующими для него становятся
новые, «постматериалистические» ценности. Первым «явлением»
такого человека считают молодёжный бунт конца 60-х гг., который
означал конец протестантской трудовой этики как моральной осно вы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост
перестает выступать в качестве основного, тем более единственно го ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается
на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных
встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации
индивида. Формируются новые критерии благосостояния и соци ального благополучия. Постиндустриальное общество определяет ся также как общество «постклассовое», что отражает распад
устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных
для индустриального общества. Если прежде статус индивида
в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все
остальные социальные характеристики, то теперь статусная харак теристика индивида определяется множеством факторов, среди ко торых возрастающую роль играет образование, уровень культуры
(то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»). На этом осно вании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею
нового «сервисного» класса. Её суть состоит в том, что в постинду стриальном обществе не экономической и политической элите,
а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс,
принадлежит власть. В действительности принципиального изме нения распределения экономической и политической власти
не произошло. Утверждения о «смерти класса» также кажутся явно
преувеличенными и преждевременными. Однако существенные из менения в структуре общества, связанные в первую очередь
с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомнен но, происходят. Таким образом, можно согласиться с утверждение
Д. Белла, что «изменения, которые фиксируются термином постин дустриальное общество, могут означать историческую метаморфо зу западного общества».
Научные статьи на тему «Постиндустриальное общество»
Понятие постиндустриальногообществаПостиндустриальное, или как его еще называют, информационное общество... Основными и наиболее важными ценностями постиндустриальногообщества являются профессионализм, качество... Концепция и сущность постиндустриальногообщества
Основополагающими отличительными чертами постиндустриального... Основу концепции развития постиндустриальногообщества составляют идеи повышения конкурентоспособности... Теории развития постиндустриальногообщества Д. Белла и Э.
Определение 1
Термин «постиндустриальноеобщество» был разработан в 1962 году американским социологом... Характеристики постиндустриальногообщества
Основными характеристиками постиндустриальногообщества выступают... Признаки становления постиндустриальногообщества
Следует отметить, что в 60-х годах прошлого столетия... Свидетельствами того, что современное общество стремительно движется к постиндустриальному, могут выступать... Личностные новообразования в условиях перехода к постиндустриальномуобществу
На современном этапе изучения
Рассматривается будущее в изменении политики, экономики, культуры, социальной сферы, индивидуальных и общественных отношений, идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. Это объясняется стремительным переходом человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху своего развития. Автор считает, что образование играет ключевую роль.
(букв. «привратник») Влиятельное лицо, часто неофициальное, контролирующее доступ к ресурсам. Данный термин использовался, например, в социологии науки в отношении тех пользующихся влиянием ученых — редакторов научных журналов, поручителей при подаче заявки на получение гранта или устройстве на работу, организаторов конференций, — которые определяют, что считать «настоящей» наукой, а что — чем-то не стоящим внимания. Действуя подобным образом, «контролеры», как утверждается, могут управлять карьерами и репутацией.
организация, созданная в 1936 г. с целью проведения социальных обследований населения и максимально широкого освещения их результатов. Ее
основатели считали, что социальная наука не должна быть чисто академической, и провели большое количество исследований, основанных на дневниках, отчетах регулярных участников происходящего и анкетах. Возможно, их исследовательские методы не всегда можно назвать технически совершенными, однако результатом этих исследований была очень подробная картина социального изменения в Британии до и во время Второй мировой войны.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут