Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общность социальная

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

широкое понятие, объединяю щее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятель ности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, фор мирующиеся в сфере общественного производства (классы, про фессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Исторически первой формой со циальной общности была семья и такие, основанные на кровно родственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного со циально-экономического строя. Для социальных общностей харак терно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характе ристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в нацио нальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

Научные статьи на тему «Общность социальная»

Социальные группы и социальные общности

Понятие социальной общности Определение 1 Социальная общность – это относительно устойчивое скопление...
Общности отличаются от социальных институтов и организаций тем, что они изначально не созданы людьми,...
общность рассматривается в качестве разновидности социальной группы....
Организация формируется как человеческая общность и особый тип социальной среды....
общностей, социальных групп, социальной среды и коммуникаций.

Статья от экспертов

Социальная общность как субъект социального времени

В статье анализируется специфика темпоральных характеристик социальной общности, показываются ее отличия как субъекта социального времени от других его основных субъектов человека и общества. Доказывается научная необходимость и социальная целесообразность рассмотрения любой социальной общности сквозь призму ее временных параметров.

Научный журнал

Социальные потребности: общение, труд, общность

социального действия....
У человека присутствуют потребности в общении, в труде, в общности....
о двух их категориях: социальная норма; социальный обмен....
Потребности на уровне социальных норм – это эволюционное развитие социальных институтов....
социальные потребности.

Статья от экспертов

О ДВУХ ТИПАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ

Во всем многообразии социальных общностей можно выделить два основных типа - абстрактно-всеобщие и конкретно-всеобщие. Абстрактно-всеобщие общности обеспечивают одностороннее развитие человека, тогда как конкретно-всеобщие - всестороннее, целостное. Раскрыть сущность и соотношение данных общностей становится возможным лишь при анализе сущности человека, отношения родового и индивидуального в ней. Особую сложность представляет определение конкретно-всеобщих общностей, каких как этнос и семья, поскольку вбирая в себя все многообразие абстрактно-всеобщих общностей, они с ними в точности не совпадают.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Бытие

философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе - процесса материальной жизни людей. Проблема соотношения бытия и сознания - основной вопрос философии.

🌟 Рекомендуем тебе

Феодализм

социальная, экономическая и политическая структура, наиболее развитая форма которой существовала в северной Франции в XII и XIII вв. Феодализм обычно представляет собой некий ярлык, применяемый также в отношении Японии и других частей Европы, где встречались феодальные черты. Считается, что эта система существовала в Европе в течение пятисот лет, называемых Средневековьем. Точное определение феодализма невозможно вследствие разнообразия его проявлений и того факта, что ни одна из этих форм не оставалась неизменной в течение пятисотлетнего феодального периода в Европе. Дж. Проер и Ш.Н. Эйзенштадт (Prawer and Eisenstadt, 1968) перечисляют пять общих черт, характерных для большинства развитых феодальных обществ: (1) вассальные отношения (вассалитет); (2) персонализированное правление, эффективное главным образом на местном, а не национальном уровне; для такого правления было характерно относительно незначительное разделение функций; (3) землевладение, основанное на жаловании феодов (земельных владений) в обмен на службу, главным образом, военную; (4) существование личных армий; (5) права землевладельцев на крестьян, являющихся крепостными. Такого рода политическая система, децентрализованная и зависящая от иерархической сети личных связей среди дворянства, несмотря на формальный принцип единой линии власти, восходящей к королю, обеспечивала возможность коллективной обороны и поддержание порядка. Экономической основой феодализма была поместная организация производства и зависимое крестьянство, предоставлявшее излишки, необходимые землевладельцам для осуществления их политических функций. Социологическое изучение феодализма осуществлялось в нескольких направлениях. М. Вебер (Weber, 1922) интересовался его политическим и военным устройством, в особенности социально-экономической структурой, необходимой для содержания феодальной кавалерии. Вебер противопоставлял феод (наследуемое, традиционное право на землю) и бенефиций (право, которое не может наследоваться) с целью обозначить существование значительного различия между феодализмом и пребендализмом. Он различал несколько типов феодализма. В Японии даймё были патримониальными правителями, которые не владели феодом, а находились на службе у императора. В условиях исламского феодализма землевладельцы обладали территориальными правами, но феодальная идеология отсутствовала; землевладельцы существовали на основе откупа (tax farming). Сущность этих разнообразных моделей феодализма заключалась в природе правления: децентрализованное господство местных землевладельцев, которым внушалось чувство долга и преданности по отношению к правителю. К. Маркс и Ф. Энгельс лишь слегка касались в своих работах докапиталистических способов производства, однако в 1970-е гг. некоторые марксистские социологи стали интересоваться феодальным способом производства. В отличие от капитализма, при котором рабочие полностью лишены какого-либо контроля над средствами производства, феодализм предоставлял крестьянам возможность эффективного владения некоторыми из этих средств (хотя это не было их законным правом). Классовая борьба между землевладельцами и крестьянами велась в отношении величины производительных единиц, предоставляемых арендаторам, условий аренды и контроля над существенными средствами производства, такими, как пастбища, дренажные системы и мельницы. Таким образом, в рамках этих более поздних марксистских подходов, утверждалось, что, поскольку крестьянин-арендатор обладает некоторой степенью контроля над производством посредством, например, обычного права, для обеспечения контроля землевладельцев над крестьянством необходимы «внеэкономические условия». Этими условиями являются в основном формы политического и идеологического контроля. Таким образом, феодальный способ производства — это способ, обеспечивающий присвоение прибавочного труда в форме ренты. Феодальная рента может принимать различные формы — ренты натурой, деньгами или трудом. В соответствии с этими различиями в ренте могут различаться и формы феодального способа производства. Например, рента в форме труда требует особого типа трудового процесса, представляющего собой сочетание независимого производства арендаторов и производства, осуществляемого ими в поместье землевладельца под его наблюдением или под наблюдением его управляющего. Переход от феодализма к капитализму является, с этой точки зрения, результатом продолжительной борьбы относительно характера и степени присвоения в форме ренты. Однако существуют и другие теории такого перехода: приоритет причинности может отдаваться отношениям обмена, рынкам, производственным отношениям и производительным силам, а также культурным факторам.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot