направление совр. амер.философии, оформившееся в конце 1970-х гг. как модификация идей классич. прагматизма (Ч.С.Пирс,У.Джеймс) и инструментализма (Дж.Дьюи).
направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм... Результатом такого пересмотра стал неопрагматизм.... Источники роста и гуманности личности сторонники неопрагматизма видят исключительно в самой личности... Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм до сих пор является ведущим направлением американской
В статье дается анализ современного американского прагматизма как «единого в его многообразии» течения философской мысли. Выявлены отличия неопрагматизма от прагматизма классического, главное из которых заключается в изменении представлений американских философов о специфике их дисциплины, о целях философии и ее месте в системе наук. Классики (Ч.С. Пирс, Дж. Дьюи, К.И. Льюис), имея в виду инструментальный успех и практическую направленность естественнонаучных программ, рассматривали современную им технонауку как модель-образец для философских исследований, в то время как новые прагматисты делают ставку на cultural studies и герменевтику. Проблемы обоснования знания, верификации, логического анализа и научно-экспериментального подтверждения/опровержения гипотез, занимавшие классиков прагматизма, отходят на второй план, уступая место проблематике диалога, интерпретации и социальной коммуникации. Связанная с этим «коммунологическая тенденция» современного прагматизма получила радикальн...
Он оказался более значимым, в особенности если говорить о понимании климата, в котором возник неопрагматизм... Бернстайна
Замечание 1
Ричард Бернстайн является ключевой фигурой в разработке концепции неопрагматизма
В статье рассматривается понимание политического в неопрагматизме. Показано, каким образом методологические особенности течения находят применение в политике. Рассмотрена политика в терминах герменевтики, солидаризации и коммуникации.
философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания и действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. (Термин ввел в 19 веке английский ученый Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как предмет чувственного восприятия, и на этом основании сложности всего интеллигибельного). Агностицизм присущ учениям Юма, Канта и Беркли.
интегральное развитие природы, об-ва и человека, определяющим фактором к-рого явл. сознательно организованная деятельность людей. Идея А.э. опирается на два осн. принципа: 1) универсальный, объективный и закономерный характер эволюционных процессов, их сущностная однородность; 2) качеств. изменение эволюционного процесса под влиянием антропогенных факторов (как правило, трансформация стихийного развития в сознательно направленное).