Основные положения теории Р. Бернстайна
Р. Бернстайн – американский социолог и философ, который стремился развенчать миф о доминирующем статусе аналитической философии в американском интеллектуальном и научно-исследовательском пространстве. Но по его же собственному мнению, именно аналитическая философия поспособствовала возрождению прагматизма в новом облике.
Для Р. Бернстайна весь 20 век считался символом и отражением прагматизма. Сам исследователь называет 20 век «веком прагматизма». Он подчеркивал, что бессмысленно выделять направления философии, поскольку все они имеют дело с общими прагматистскими темами, а значит приводят к общим выводам. В классической науке выделяют такие уровни философии, как:
- аналитическая;
- континентальная;
- прагматическая.
Все направления имеют общие темы, и из них формируется так называемый «прагматический поворот» («прагматистский поворот»). Но к этому мнению Бернстайн пришел не сразу, а только на третье этапу своего творчества, примерно в 90-е годы 20 века. Он обратился к наиболее актуальным прагматистским дискуссиям и хотел, чтобы его предположения и выводы не были обособленными, а отражали то, в каком состоянии находится общество, в котором он живет, и какие научные направления могут быть актуализированы с точки зрения поднятых проблем.
Бернстайна вообще считают одним из наиболее влиятельных популяризаторов прагматизма. Свои первые шаги на научном поприще он сделал еще в Йельском университете, когда занялся углубленным исследованием трудов Дж. Дьюи. Там же он продолжил совместную работу со своим коллегой и соратником – Р. Рорти, с которым кстати познакомился в Чикагском университете, где получил степень бакалавра.
Бернстайн изучал Гегеля, и это повлияло на его дальнейшие исследовательские интересы. Бернстайн занимался анализом концепции индивидуального Ч. Пирса, настаивая на некорректности предложенной интерпретации. Согласно Пирсу и его исследовательским идеям, ошибки и незнание не являются следствием индивидуального, поскольку они не могут существовать в чистом виде, и рассматриваются только в контексте совместного существования индивида и целых сообществ.
В работах Бернстайна два понятия были центральными:
- Действие;
- Поведение.
Именно вокруг них исследователь выстраивал последующие теоретические и научные наработки, и в них он определил актуальность исследования социального. Но в этом состоял лишь первый этап творчества Бернстайна. Был и второй этап. Он оказался более значимым, в особенности если говорить о понимании климата, в котором возник неопрагматизм, и где он в дальнейшем развивался. В течение всего второго периода в творчестве Бернстайна актуализируются вопросы, связанные с пониманием места и роли прагматизма в философской науке. Взгляды и наработки Бернстайна окажут в дальнейшем особенное влияние на последующее развитие этого направления.
Второй этап в творчестве Бернстайна пришелся на 70-80-е годы прошлого века. В этот период было написано несколько работ Бернстайна. Большинство из них носит не только историко-философский, но и критический характер. Например, в работе «Праксис и действие», которая была выпущена в 1971 году, Бернстайн развернул собственное понимание такого понятия, как «действия», возведя этот термин в целую концепцию. Действие в сложной научной сети следует понимать в качестве взаимосвязанных друг с другом проблем и противоречий, которые понимают с точки зрения намерения. Действие соотносят с понятиями «мотив», «цель», «причина». Как отмечает Бернстайн, эти понятия как раз доминируют в аналитических исследованиях, и теперь они считаются более обозначенными, обрамленными, их можно исследовать с разных точек зрения. Такая многогранность в исследовательской позиции позволила бы выявить текущие проблемы, проанализировать мотивы действия, факторы действия и сделать это понятие центральным.
Прагматистский поворот Р. Бернстайна
Ричард Бернстайн является ключевой фигурой в разработке концепции неопрагматизма. Его считают наиболее влиятельным популяризатором этого направления. Наряду с Рорти и Пантэмом, Бернстайн взял на себя ответственность за возрождение американского прагматизма.
Творчество его разделяют на три периода. О двух уже было сказано ранее. На третьем этапе Бернстайн рассматривает влияние более классических прагматистов на философию. Он считает, что влияние выражается в постепенном стирании противоречий, которые ранее существовали между континентальной и аналитической философией. Обе концепции обсуждают прагматические темы, хотя имеют они уже больше различий, нежели общее. Среди тем Бернстайн обращает особое внимание на:
- Критику картезианства;
- Плюрализм;
- Вопросы радикальной демократии;
- Вопросы образования и социальных реформ;
- Субъектно-объектное различение, истинность человеческой культуры и внимание к ней.
Эти же темы Бернстайн неоднократно возводит к идеям Гегеля, считая, что его исследовательские наработки неоднократно касались теории действия, прагматистских тем. Стоит отметить, что несмотря на высокий статус Бернстайна и его авторитет, сам исследователь не стремился к тому, чтобы выстроить картину событий философии 20 века, которая была бы соотнесена с привычными для него критериями исторического знания. Он считал, что изменение в научной сфере ведет за собой перевороты во всех взглядах и идеях. Поэтому соотносить новое знание с классическим можно, но лишь в пределах теории, а вот практика должна соответствовать прагматистским идеям. Позже Бернстайн выделил несколько прагматистских тем, которые стали центральными в его теории. Это анти-фундаментализм, плюрализм, сообщество исследователей, фаллибализм и радикальная контингентность. Каждая тема несет в себе определенный смысл и актуализирует проблемы общества, которые вытекают после обозначения прагматизма.