Мы осознаём тот или иной аспект окружающей среды, когда знаем, что можем реагировать на него. Например, мы можем видеть гориллу, но не осознавать этого, если наш мозг, помимо гориллы, не репрезентирует также и факт того, что мы сейчас видим гориллу. Таким образом, существует очень важное различие между чувствительностью (способностью реагировать) и осознанностью: я могу проявлять чувствительность к определённому содержанию и вести себя соответствующим образом, но не осознавать это содержание. Это различие между неосознанностью из-за снижения качества стимула (пример подпороговое восприятие) и неосознанностью из-за снижения внимания (пример мигание внимания). Очень важно, что внимание модулируется опытом, который сам по себе есть результат научения. В лекции обсуждаются теоретические и эпистемологические следствия описанного различия в когнитивной и социальной психологии, а также развивается теоретический подход, призванный дать ему объяснение. Библиогр. 14 назв. Ил. 1. Табл. 1.
Проблемы сознания, познания, бессознательного являются не только вечно актуальными для философии, но и главными вопросами когнитивной науки. Последние достижения в области когнитивистики демонстрируют, что человек способен накапливать, обрабатывать и использовать информацию не только осознанно, но и на неосознаваемом уровне. Все процессы, связанные с познанием, протекающим на неосознаваемом уровне, современная наука обобщает в понятии «когнитивное бессознательное», которое становится одним из самых обсуждаемых в наши дни. Чтобы прояснить это понятие, в первой части статьи автор приводит примеры проявления когнитивного бессознательного, зафиксированные экспериментально. В первую очередь рассматриваются имплицитная память и имплицитное научение способность человеком приобретать информацию, навыки в результате опыта, поскольку данные процессы протекают на неосознаваемом уровне. Другой формой проявления когнитивного бессознательного является подпороговое восприятие психическое явление, ...