В статье рассматривается комплекс проблем историографии музеологии, музееведения и музейного дела. В частности, структура историографических исследований связывается со структурой уровней исследований в проблемном поле музея, музейности, музейной практики, включающем концептуальный уровень (музеология), синтетический уровень (музееведение и музеография) и технологический уровень (музейное дело). В статье выделяются три уровня историографических исследований: историография музеологии, историография музееведения и музеографии, историография музейного дела и обосновывается необходимость развития комплекса исследований, посвященных отечественной историографии музеологии, музееведения, музейного дела.
Статья посвящена опыту создания «музеев общества», которые представляют собой новое звено в длительной истории музейного дела во Франции. Современные музеи постепенно идут навстречу широкой публике вместо традиционной ориентации на элиту. Большим преимуществом такого способа организации музейного дела является сочетание познавательных функций музейных экспозиций с эмоциональным воздействием на посетителей. Поэтому новые музеи становятся еще и средством коммуникации, способным противостоять внушениям других масс-медиа. Особую роль в таком повороте культурной политики играет проект создания «Музея цивилизаций Европы и Средиземноморья».