тип музеев, ориентированных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия. Характеризуются связью с хозяйственной и культурной деятельностью местного населения, наличием четко зафиксированной социальной миссии, широким пониманием культурного и природного наследия, в качестве которого выступает вся территория проживания данного социума. Принципы организации Э., формы и методы их работы теоретически осмыслены в «новой музеологии». Э. развиваются с нач. 1970-х гг. прежде всего в Западной Европе, Канаде, странах Африки, Южной Америки.
Одной из оптимальных форм сохранения и использования историко-культурного наследия является музеефикация, или создание экомузея. В статье на примере этнографических музеев-заповедников Восточной Сибири «Шушенское», «Тальцы», «Ангарская деревня» раскрывается история формирования экомузеев в регионе, участие местного населения в их функционировании.
В статье характеризуются этапы проектирования шести экомузеев Притомья («Тазгол» в шорском поселке Усть-Анзас Таштагольского района, «Чолкой» в телеутском селе Беково Беловского района, «Калмаки» в татарском поселке Юрты-Константиновы Яшкинского района, в русских притрактовых селах «Ишим» и «Брюханово» (Красное), «Тюльберский городок» в Кемеровском районе. Анализируются разнообразие форм и перспективы реализации этих архитектурных проектов в 1990-2014 годы. Показаны объективные и субъективные причины провалов некоторых проектов в условиях социально-экономического кризиса в России 1990-х годов в сравнении с опытом создания других российских экомузеев.
так в традиционной экскурсионной методике принято называть комплекс дополнительных иллюстративных (в основном изобразительных, фотографических) материалов, которые экскурсовод берет на экскурсию и которые помогают дать более полную информацию об объекте (например, о его изменениях во времени). В музейных экскурсиях этот прием используется значительно реже, чем в городских, т.к. подобные вспомогательные материалы, как правило, включены в саму экспозицию.
структурное подразделение образовательного учреждения. В то же время школьный музей – это особая структура, которая имеет свои самобытные характеристики, утрачивая которые, начинает походить на традиционный музей. Прежде чем говорить о школьном музее, необходимо определиться с термином «музей».