В электрических сетях, питающих тяговые подстанции магистральных железных дорог, а также в си-стемах тягового электроснабжения в полном объеме применимы технологии интеллектуальных сетей (smart grid), на основе которых возможно эффективно решать задачи управления качеством электроэнергии. Особую актуальность вопрос исполь-зования этих технологий приобретает в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где основная системообразующая элек-трическая сеть непосредственно связана с подстанциями железнодорожных магистралей. Ввиду значительного объема рез-копеременной нелинейной однофазной тяговой нагрузки показатели качества электроэнергии в этих сетях выходят далеко за допустимые пределы. Для электроснабжения нетяговых и нетранспортных потребителей железных дорог широко используются линии электропередачи, выполненные по схеме «два провода рельс» (ДПР). Эти линии питаются от шин 27,5 кВ тяговых подстан-ций, кривые напряжения на которых имеют значительные гармонические искажения. Кроме того, н...