многие марксисты причиной политической пассивности подчиненных классов считают идеологическую инкорпорацию. Они по своему интерпретируют К.Маркса, приписывая ему положение о том, что правящий класс повсеместно делает свою идеологию господствующей в обществе, подвергая подчиненные классы соответствующей обработке, в результате которой они некритически принимают данную идеологию за истину. Этот тезис подвергался критике как с теоретической точки зрения — за неточную интерпретацию взглядов Маркса, так и с
эмпирической, поскольку история показывает, что подчиненные группы развивали свои собственные убеждения и часто отвергали идеологии господствующих классов. Более тонкую версию данной доктрины предложил Грамши в своей концепции гегемонии.
Научные статьи на тему «Господствующей идеологии тезис»
Общая характеристика ценностей социалистической идеологии
Анализ специальных источников, посвященных... – это совокупность идей, взглядов и предложений, направленных на утверждение тезиса о необходимости... Основные ценности и принципы классической социалистической идеологии
Поскольку любая политическая идеология... : свобода и равенства членов общества, надклассовый характер демократического политического режима, господствующего... повышения качества жизни, улучшения условий труда, природу как ценность, и соответствующую данному тезису
Анализируются основные идеологические конструкции (идеологемы), служившие критериями отбора в номенклатуру на субрегиональном уровне в 1970−1980-е годы. Обосновывается тезис о том, что идеологемы отражали элементы господствующей идеологии, а также требования, обеспечивающие функционирование индустриального общества. Номенклатура создала свою модель рекрутирования (модель гильдий) на основе идеологических и социопсихологических критериев, которые обеспечивали ее господствующее положение в обществе.
При этом, каждое из обозначенных направлений, в свою очередь, утверждало те или иные конкурирующие тезисы... рассматриваемого направления он используется в несколько расширенном значении, одновременно охватывая описание господства... С точки зрения феминизма как политической идеологии идея патриархата отражает тезис о том, что модель... мужского господства и женского подчинения, характерная для общества в целом, в действительности является... устройства форм взаимодействия мужчины и женщины в семье, возможен в первую очередь, путем переустройства господствующей
В статье анализируется проблема сущности конституционного принципа равноправия. Отмечается, что такое явление, как равноправие, имеет сразу несколько форм своего выражения, а его восприятие, толкование и реализация зависят от целого ряда факторов, среди которых одним из ведущих можно считать господствующую в обществе идеологию. В подтверждение этого тезиса, в работе наглядно демонстрируется влияние марксистской теории на понимание и претворение в жизнь идей равноправия в СССР. Помимо этого, обозначены современное восприятие и проблемы реализации принципа равноправия в Российской Федерации, а также история зарождения этого принципа в нашей стране.
организация, созданная в 1936 г. с целью проведения социальных обследований населения и максимально широкого освещения их результатов. Ее
основатели считали, что социальная наука не должна быть чисто академической, и провели большое количество исследований, основанных на дневниках, отчетах регулярных участников происходящего и анкетах. Возможно, их исследовательские методы не всегда можно назвать технически совершенными, однако результатом этих исследований была очень подробная картина социального изменения в Британии до и во время Второй мировой войны.
проблема объяснения социального изменения была основной для социологии XIX в. Такой интерес к ней был следствием (1) осознания радикальных социальных последствий индустриализации для европейских обществ и (2) понимания существования фундаментального разрыва между европейскими индустриальными обществами и так называемыми «примитивными обществами». Таким образом, теории социального изменения сосредоточивались на природе капиталистического или индустриального развития и видимом отсутствии социального развития в обществах,
ставших частью европейских колониальных империй. Для этих теорий был характерен интерес к долговременному и крупномасштабному развитию (макроразвитию). Социологические теории изменения, в особенности XIX в., могут быть разделены на теории социальной эволюции и теории революции. Согласно первым, социальное изменение включает в себя основные стадии развития, такие, как «военное» или «индустриальное общество», посредством которых общество прогрессирует от простых, сельских, аграрных форм к более сложным, дифференцированным, индустриально-городским формам. Такого рода эволюции теория развивалась О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Анализ социального изменения в рамках функционализма в некоторой степени остается зависимым от теории эволюции, поскольку изменение рассматривается как адаптация социальной системы к окружающей среде в процессе мыслительной дифференциации (mental differentiation) и увеличения структурной сложности. Теории революционного социального изменения, особенно основанные на Идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и империализма как основных механизмов фундаментальных структурных изменений. Это различие между эволюционными и революционными теориями является фундаментальным аналитическим различием, вместе с тем теории социального изменения могут классифицировать и дальше на основании (1) уровня анализа («макро» или «микро»); (2) местоположения факторов, вызывающих изменение (внутренние или внешние по отношению к обществу, институту или социальной группе); (3) причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, технологическая ин новация или развитие новых систем убеждений); (4) движущих сил (агентов) изменения (инновационные интеллектуальные элиты, девианты, рабочий класс); (5) характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение социальной системы). Несмотря на то, что вопрос о долговременном структурном изменении все еще присутствует в современной социальной науке, считается, что общая теория изменения неизбежно является слишком неопределенной для того, чтобы способствовать объяснению исторического изменения. Социология ХХ в. тяготела в основном к среднего уровня теории, объясняющей развитие определенных институтов, социальных групп, культурных единиц или убеждений, а не трансформацию обществ в целом. Однако к концу столетия теории изменения на макроуровне или социетального изменения стали более популярными. К их числу относятся концепции постфордизма и постмодерна, пытавшиеся объяснить то что воспринималось как фундаментальные и
систематические социальные изменения.