Общая характеристика политического феминизма
Анализ специальной литературы, посвященной характеристике и изучению современных политологических проблем, позволяет сделать вывод о том, что в последние десятилетия одной из наиболее влиятельных идеологий в мире выступает политический феминизм.
Однако следует отметить, что такое влияние не было характерно для феминизма всегда – вплоть до 60-х гг. прошлого века феминизм не имел самостоятельного политического значения – скорее он рассматривался в качестве разновидности либерализма или социализма, поскольку все основные категории феминизма выстраивались вокруг политической проблематики гендера, что в известной степени обнаруживалось и в содержании иных идеологий.
Только впоследствии, с ростом популярности радикального феминизма, постепенно наращивалось политическое значение феминизма – в политике провозглашался приоритет гендерного деления, что во многом не соответствовало воззрениям всех традиционных идеологий. Более того, традиционные для политики идеи, свойственные содержанию, к примеру, либерализма или консерватизма, рассматривались сторонниками политического феминизма как прямо неподходящие для действительного улучшения социальной роли женщин, и нередко прямо критиковались за приверженность патриархальным взглядам и отношениям.
В то же время, несмотря на современное признание политической роли и значения феминизма, соответствующая идеология не носит целостного характера. Отчасти это предопределено тем, что изначально (до 60-х гг. XX века), в рамках политического феминизма одновременно обособлялись:
- либеральный феминизм,
- марксистский (социалистический) феминизм,
- радикальный феминизм.
При этом, каждое из обозначенных направлений, в свою очередь, утверждало те или иные конкурирующие тезисы, что привело к компромиссным (гибридным) направлениям феминизма.
Тем не менее, несмотря на обозначенную разнородность содержания, для современного политического феминизма характерно наличие ряда объединяющих моментов, в числе которых, в частности, выступает оценка последователями политического феминизма соотношения «общественного» и «частного», роли «патриархата» в мировой истории и современной политической элите, и т.д.
Соотношение «частного» и «общественного» как элемент идеологии политического феминизма
В рамках традиционных представлений, характерных, в том числе, для любых классических идеологий, сфера политики традиционно относится к общественной, а не к частной жизни, поскольку политическая жизнь следует определять как деятельность, относящуюся к общественной сфере, сфере государственных институтов, политических партий, общественных объединений, и т.д. В свою очередь, семейная жизнь и межличностное взаимодействие являются традиционными проявлениями частной сферы, что предопределяет их исключение из сферы политического взаимодействия.
Однако представители политического феминизма на современном этапе, напротив, утверждают, что политика по своему содержанию является такой деятельностью, которая характерна для всех без исключения социальных групп, что предопределяет необоснованность ограничения ее распространения только делами государства и общественных объединений.
Иными словами, везде, где существует социальное противоречие (социальный конфликт) по мнению представителей политического феминизма обоснованно говорить о наличии политики. В этой связи, как однозначно политическими признаются взаимоотношения между государством и личностью, так таковыми должны признавать и отношения работников и работодателей в трудовом коллективе, мужчин и женщин, родителей и детей в семье, и т. д.
Таким образом, сторонники политического феминизма утверждают, что сохранение полового неравенства обусловлено именно тем, что половое разделение труда в обществе рассматривалось как «естественное», а не как «политическое». В свою очередь, традиционно общественная сфера жизни общества, заключая в себя политику, труд, искусство, и т.д. находилась под влиянием мужчин. Женщины же были ограничены частной жизнью в ее классическом понимании – быт, семья, и т. д.
В этой связи, пока политика касается только общественной сферы, роль женщины и проблема сексуального неравенства не играют существенного значения, так как не имеют отношения к политике. Поэтому представители политического феминизма в первую очередь стремятся разрушить деление между понятиями «общественный деятель» и «частная женщина».
Проблема патриархата как элемент идеологии политического феминизма
Представители политического феминизма утверждают, что аналогично тому как классовые, расовые, религиозные и иные противоречия выступают проблемой, требующей внимания со стороны государства и общества, так и гендерные конфликты нуждаются в соответствующем разрешении. Более того, сторонники так называемого радикального феминизма и вовсе уверены в том, что именно гендерное деление имеет ключевое значение в политической жизни.
Для описания межгендерного взаимодействия сторонники политического феминизма используют понятие «патриархат». Причем в отличие от традиционного понимания данного термина, в рамках рассматриваемого направления он используется в несколько расширенном значении, одновременно охватывая описание господства мужчин не только в семье, так и вне ее пределов.
С точки зрения феминизма как политической идеологии идея патриархата отражает тезис о том, что модель мужского господства и женского подчинения, характерная для общества в целом, в действительности является отражением сложившейся веками властной структуры, нашедшей отражение и в семейной жизни.
В этой связи, по мнению сторонников политического феминизма, отход от традиционных для патриархального устройства форм взаимодействия мужчины и женщины в семье, возможен в первую очередь, путем переустройства господствующей модели политической организации в обществе.