Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гибкая специализация

Предмет Социология
Разместил 🤓 zaphostiotau1980
👍 Проверено Автор24

Теория гибкой специализации (см.: Piore and Sabel, 1984) пыталась описать и объяснить новую форму фабричной организации, появившуюся с упадком фордизма. В рамках этой теории проводится различие между двумя основными технологическими парадигмами или моделями: массовым производством (в том виде, в каком оно встречается в условиях фордизма) и гибкой специализацией. Массовое производство — это изготовление стандартизированной продукции в больших объемах для рынков массового потребления при использовании узкоспециализированного оборудования и полупрофессионального труда, направленного на выполнение одной простой задачи. Гибкая специализация представляет собой производство широкого и изменяющегося ассортимента изделий в небольших объемах (включая единичные изделия) для специализированных рынков с использованием универсального оборудования и более высокой и разнообразной квалификации работников и может рассматриваться в качестве современной формы ремесленного производства. Понятие гибкости связано с характером производственных систем: новые технологии, в частности компьютеризация, позволяют программировать работу универсального оборудования с целью производства множества различных изделий. При этом для получения наибольшей отдачи от гибкого оборудования необходимы разносторонне квалифицированные рабочие, от которых часто требуется умение работать на компьютере. Понятие специализации относится к характеру рынков продукции: массовые рынки разбиты на многочисленные специализированные рынки, поскольку сегодняшний потребитель стремится к большему разнообразию, индивидуальности и новизне. Выступая против трудового процесса подхода, теория гибкой специализации усматривает следующие изменения в характере труда: (1) скорее переквалификацию, а не деквалификацию работников; (2) большее удовлетворение от работы, сопряженной с большей свободой действия и независимостью в принятии решений; (3) рост зарплаты в силу роста произведенной прибавочной стоимости и необходимости привлечения квалифицированных работников; (4) гармонизацию индустриальных отношений и развитие таких форм организационной культуры, при которых большую роль начинает играть командный дух (что является отчасти следствием улучшения условий труда и увеличения заработной платы, а отчасти — следствием того, что менеджерам приходится больше доверять работникам в силу быстро меняющихся задач и невозможности тесного контроля ввиду большей свободы действий у последних). Согласно теории гибкой специализации, каждая технологическая парадигма имеет особые регулятивные требования, удовлетворяемые с помощью определенной институциональной организации как на микро-, так и на макроуровне. Гибкая специализация требует поощрять инновацию, устанавливая оптимальный баланс между отношениями конкуренции и кооперации, связывающими производственные единицы. Регуляция на микроуровне обеспечивается организационным контекстом таких единиц в двух возможных институциональных формах: в форме индустриальных районов и децентрализованных крупных компаний. Считается, что фордизму необходима особая форма макроуровневой регуляции, касающаяся состояния национальной экономики и системы социального обеспечения, тогда как гибкая специализация в меньшей степени нуждается в какой-либо специфической форме государственной регуляции на макроуровне. В индустриальных районах — географических зонах, которые специализируются на производстве определенных продуктов или на определенных процессах, — малые или средние независимые фирмы осуществляют скоординированную деятельность и развивают густую сеть связей на основе заключения между собой субдоговоров. Последние позволяют фирмам специализироваться в тех или иных областях, покупать дорогостоящее оборудование и извлекать выгоду благодаря «эффекту масштаба» («economies of scale», т.е. снижению себестоимости при увеличении объема продукции) подобно более крупным фирмам. В пределах индустриальных районов фирмы могут пользоваться общими службами (профессиональная подготовка, технические и маркетинговые исследования, кредиты и контроль за качеством), содержать которые не может себе позволить ни одна отдельно взятая фирма в силу недостаточности размера. Индустриальные районы вырабатывают такие средства контроля за конкуренцией, которые побуждают фирмы соревноваться на основе создания новых продуктов и развития инновационных производственных процессов, а не посредством низкой оплаты и плохих условий труда работников. Регулятивную роль в обеспечении общих служб и контроля за конкуренцией может играть ряд институтов: профсоюзы, ассоциации работодателей, муниципалитеты, местные банки и кредитные союзы, религиозные организации и т.д. Классическими примерами индустриальных районов являются так называемая Третья Италия, группа индустриальных районов, специализирующихся в области машиностроения, производства мебели, обуви и одежды, а также Силиконовая Долина в Калифорнии, где производится электроника. В децентрализованных крупных компаниях производственные единицы обладают значительной степенью автономии, что делает их почти схожими с мелкими фирмами или мастерскими. Они имеют связи с другими относительно автономными единицами и доступ к общим службам в рамках компании, тогда как последняя регулирует степень конкуренции и кооперации между единицами. Некоторые авторы указывают на то, что кооперации и координации между единицами также содействует единая организационная культура. Крупные компании во все большей степени передают выполнение определенных операций другим компаниям, развивая сети, подобные тем, что существуют в пределах индустриальных районов, при этом отношения между компанией и ее поставщиками регулируются как контрактом, так и на основе взаимного доверия. Теория гибкой специализации примечательна попыткой связать несколько различных уровней: уровень производственной системы на фабрике (или производственной единицы); промежуточный микрорегулятивный уровень компаний и местных экономических систем; макроуровень правительственной регуляции национальной экономики. Она справедливо обращает внимание на значение процесса изменения рынков продукции и технологий и на тот факт, что сети в местных экономических системах и структура крупных компаний также подвержены изменению. Тем не менее, теория гибкой специализации подвергалась различного рода критике. (1) Отмечалось, что, противопоставляя две технологические парадигмы, она чрезмерно упрощает современную действительность, равно как и историю. Эти модели сосуществовали в рамках многих национальных экономик; кроме того, элементы массового и ремесленного производства могут сочетаться даже в пределах отдельной фирмы. (2) Массовые производители научились использовать более гибкие производственные методы с целью изготовления новых, более разнообразных изделий, отвечающих требованиям современного рынка. Компьютерные технологии делают специализированное оборудование более гибким, чем прежде; массовые производители, вследствие этого, могут переключаться, хотя и в пределах ограниченного круга, с выпуска одного продукта на выпуск другого, сохраняя при этом значительный объем производства. Кроме того, продукты, предназначенные для специализированных рынков, могут представлять собой комбинации массово производимых деталей: например, многие изготовители легковых автомобилей вы пускают некоторые специальные модели в небольших объемах, используя при этом стандартные двигатели, систему передач, компоненты шасси и т.д. Многие сторонники теории гибкой специализации принимают эти критические замечания и признают, что две указанные парадигмы не являются противоположными, и что различные элементы каждой из них могут сочетаться, образуя те или иные гибридные формы. (3) Теория гибкой специализации не поддается проверке, поскольку различные ее элементы точно не определены и не могут быть измерены; неясна также взаимосвязь этих элементов. (4) Новые технологии не обязательно ведут к повышению квалификации, автономии работников и удовлетворенности работой, поскольку менеджеры могут не использовать эти технологии в целях улучшения условий труда на низовом уровне. (5) Многие мелкие фирмы являются предприятиями устаревшего типа с потогонной системой, отличаются низкой оплатой и плохими условиями труда, а также незначительным использованием инноваций. Таким образом, теория гибкой специализации возможно преувеличивает прогрессивный характер индустриальных районов. (6) Крупные фирмы до сих пор вряд ли децентрализованы в той мере, в какой это предполагается данной теорией; тем не менее они все еще доминируют в мировой экономике, являясь главным источником появления новых продуктов и процессов.

Научные статьи на тему «Гибкая специализация»

Адаптивные организационные структуры

очень многие организации начали разрабатывать и внедрять на практике принципиально новые, гораздо более гибкие...
признаки адаптивных структур Для адаптивных организационных структур (другое название: органических, гибких...
характерно: отсутствие жесткой бюрократической регламентации деятельности менеджмента отсутствие глубокой специализации...
некоторая размытость уровней менеджмента, незначительное их количество гибкая структура менеджмента...
Если сравнить адаптивные структуры управления с дивизиональными, то первые окажутся гораздо более гибкими

Статья от экспертов

Утопия «гибкого мира»: политика гибких производственных режимов

В статье предлагается развернутое описание и социологический анализ теорий гибких производственных режимов: исследуются социально-исторические условия их производства, теоретическая эволюция основных концепций и политического содержания. Автор принимает в качестве необходимой предпосылки исследования положение о том, что большинство современных теорий, в которых «гибкость» используется в качестве основной концептуальной единицы, восходят к теории гибкой специализации производства. Гибкая специализация как экономическое явление и как научная парадигма политической экономии появилась в середине 1980-х годов и служила теоретическим обоснованием для политических мер по дерегуляции рынка. Автор показывает, что отдельные гибкие экономические режимы, которые рассматриваются в теории гибкой специализации в качестве доказательной базы, в сущности складывались под действием политической воли, мер государственного протекционизма и процесса диверсификации крупного промышленного капитала. Несмот...

Научный журнал

Динамика производственной структуры предприятия

Изменение производственной специализации определяет потребность в организации новых участков или цехов...
возникают во время реконструкции, технического перевооружения, трансформации профиля или углубления специализации...
вспомогательных и обслуживающих цехов; Усовершенствование планировки самого предприятия; Расширение специализации...
Современные тенденции динамики производственной структуры сводятся, как правило, к формированию гибких...
Производственная структура, включающая гибкие модули, нацеленные на постоянно меняющиеся потребности,

Статья от экспертов

Информационный труд в эпоху экономического кризиса: прогнозы и репрезентации (на примере телевизионных сериалов 2006-2011)

В статье, на примере в основном американских и британских телевизионных сериалов второй половины двухтысячных годов, рассматриваются особенности репрезентации профессиональной среды постиндустриального общества периода экономического кризиса. Показано, что в образах героев сериалов парадоксальным образом сочетаются основные черты «информационных работников», описанных в трудах социальных теоретиков 1970х 1990х годов ХХ века и представителей общества, для которого характерны традиционные типы коммуникации (что, впрочем, согласно ряду теорий, является одним из основных определений «сетевого общества»).

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Клан

социальная группа, считающая себя происходящей от общего предка, мистического или реального.

🌟 Рекомендуем тебе

Менеджерского контроля стратегии

поскольку интересы работников и тех, кто ими управляет, не совпадают, менеджеры не могут быть уверены в том, что работники всегда будут делать то, что они должны. Способы, которыми менеджеры достигают подчинения работников несмотря на расхождение интересов, традиционно являются предметом значительного интереса со стороны социологов. Первым существенным шагом к пониманию менеджерского контроля была разработка подхода трудового процесса (см.: Трудового процесса подход), впоследствии несколько модифицированного. Системы контроля в самом общем виде подразделяются на (1) рыночный контроль над работниками; (2) персональный контроль над работниками со стороны начальника/менеджера; (3) технический контроль над процессом производства (или «трудовым процессом»); (4) бюрократический контроль, предполагающий наличие определенных организационных правил и процедур; (5) нормативный контроль посредством организационной культуры; (6) дискурсивный контроль над смыслом и личной идентичностью. Все эти способы контроля действуют всегда и везде, хотя с течением времени их удельный вес может изменяться. (1) Понятие рыночного контроля охватывает наем и увольнение работников, а также определенную систему оплаты труда. Поощрительные (incentive) системы оплаты, довольно широко распространенные среди американских и британских компаний, выравнивают, как предполагается, интересы служащих и старших менеджеров, поскольку создают финансовые стимулы для достижения поставленных целей. (2) Персональный контроль предполагает непосредственное наблюдение за работниками со стороны индивидов, наделенных властью отдавать распоряжения, поддерживать дисциплину и в некоторых случаях принимать решения о найме и увольнении работников. (3) Технический контроль связан с определенной организацией систем производства, структурирующей и предписывающей действия работников. Одной из форм такого контроля является научный менеджмент. (4) Бюpo-кратический контроль устанавливает формальные и кодифицированные процедуры, имеющие обязательную силу в равной степени и для работников, и для менеджеров. Такого рода контроль способствует созданию беспристрастной и более или менее справедливой системы власти менеджеров на рабочих местах и в ситуациях найма, увольнения и вознаграждения. Работники подчиняются и ведут себя требуемым образом, поскольку понимают правила и соглашаются с ними, чувствуют, что компания поступает с ними справедливо, и практически не ощущают эксплуатации, (5) Нормативный контроль имеет место тогда, когда старшие менеджеры пытаются вызвать у служащих позитивную идентификацию с нормами и целями организации. Подчинение служащих в данном случае представляет собой нечто большее, нежели всего лишь поведение в соответствии с желаниями менеджеров, оно интернализуется в качестве естественного и правильного образа действий. (6) Дискурсивный контроль предполагает структурирование смысла. Он тесно связан с нормативным контролем, и отличить один от другого на практике подчас может быть довольно трудно. Социологические концепции в данном случае находятся под влиянием анализа дискурса, сосредоточивающегося на том, каким образом язык структурирует смысл и определяет личную идентичность. Если нормативный контроль ведет к тому, что люди начинают принимать и поддерживать ценности организации, то дискурсивный контроль действует путем формирования идентичностей. Вместе с тем положение, согласно которому менеджеры способны создавать в рамках организации мощный доминирующий дискурс, определяющий идентичность людей, оспаривается многими исследователями. Практики японского менеджмента показывают, каким образом эти стратегии могут сосуществовать. Сегментация рынка труда (см.: Рынка труда сегментация) в Японии означает, что крупные фирмы на первичном рынке труда предлагают гораздо более выгодные условия соглашений по сравнению с фирмами, представляющими другие сегменты рынка труда: более высокую заработную плату, гарантированное повышение оплаты труда с каждым годом службы (система оплаты, основанная на старшинстве) и более выгодные условия найма (в частности, постоянную или пожизненную занятость). Эти преимущества являются позитивным фактором, обеспечивающим подчинение, и в то же время они действуют, затрагивая чувство страха, поскольку маловероятно, что уволенный работник будет принят на работу другой фирмой первичного сектора, скорее всего он попадет на вторичный рынок труда. Персональный контроль осуществляется инспекторами (supervisors), которые обладают в Японии значительными полномочиями, позволяющими распределять работу и наблюдать за служащими. Существует также технический контроль, связанный с предписываемыми задачами и организацией рабочего процесса. Однако крупные японские фирмы никогда не использовали стратегии деквалификации, основанные на положениях научного менеджмента. Они больше полагались на квалификацию рабочего и вместе с тем довольно плотную опеку со стороны инспекторов. Крупные японские компании бюрократизированы, при этом работники и их союзы ощущают, что существующие в них правила и процедуры являются справедливыми. Нормативный контроль активно осуществляется менеджерами, которые пытаются прививать работникам ценности компании. Этому служит, например, широкая пропаганда, подчеркивающая, что каждый работник является частью сообщества, обеспечение различного рода социальных условий и возможностей досуга, в результате чего служащие подвержены воздействию корпоративной культуры даже в нерабочее время, а также совместное исполнение песен компании в начале рабочего дня. Утверждается, что такого рода нормативный контроль может быть достаточно сильным и в дискурсивном плане, формируя идентичности работников. Наконец, компании могут полагаться на более широкие нормы и ценности японской культуры, элементы которой способствуют послу шанию и почтительности.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot