феминистская социальная теория ХХ в. не может рассматриваться или пониматься в отрыве от феминизма как социального движения. Как и феминистское социальное движение, превратившееся из кампании 1920-х гг. за равные избирательные права женщин в радикальное движение за фундаментальное гендерное равенство на работе и дома, в правовом отношении и в отношении культурных практик, феминистская социальная теория эволюционировала, принимая различные формы — либерализма, марксизма и постмодернизма. В целом феминистская социальная теория
стремится понять и объяснить подчиненное положение женщин в обществе, обращаясь к гендерным различиям и, в частности, основываясь на теории патриархата. Феминистские версии доктрины равноправия, философским основанием которых была работа Мэри
Уоллстоункрафт «В защиту прав женщин» (Wollstonecraft, 1792), в конечном счете нашли свое выражение в
движении суфражисток, которое было направлено на устранение разнообразных политических и социальных
барьеров, препятствовавших полноправному участию женщин в жизни общества. Эту реформистскую борьбу
можно рассматривать как политическую попытку наделения женщин правами гражданства. «Первая волна»
феминизма была связана прежде всего с проблемой формального равенства между мужчинами и женщинами.
В 1960-е гг. феминизм принял более радикальную форму — феминисты стали стремиться к
революционному преобразованию общества в целом. С теоретической точки зрения этот резкий поворот был
связан с принятием идей различных радикальных традиций, включая марксизм, психоанализ и анархизм. В
Америке этот феминизм «второй волны» был связан с политической борьбой за гражданские права черных, в
ходе которой сложилось представление о том, что подчинение женщин сравнимо с колонизацией черных в условиях империализма. Освобождение как черных, так и женщин должно происходить не только с
экономической и политической точек зрения, но также на уровне психологии и культуры. Эта борьба против
патриархата была связана также с антимилитаризмом и экологической обеспокоенностью по поводу
разрушения планеты в результате загрязнения окружающей среды. При этом считалось, что социальная
иерархия, расизм, войны, насилие и катастрофическое загрязнение окружающей среды являются следствиями
психологической потребности мужчин в господстве и патриархата как социальной организации. Демонстрация
250 женщин у Гринэм-Коммон (авиабазы США в Британии с 96 крылатыми ракетами) в марте 1982 г. является
одним из примеров феминистской оппозиции мужскому милитаризму (Young, 1990). Жестокие виды спорта,
домашнее насилие над женщинами, изнасилование и порнография также рассматривались феминистами как
общие проявления мужского насилия по отношению к женщинам. С социальной и политической точек зрения
лесбиянство и женский сепаратизм были реакцией на мужское насилие и патриархат. На уровне социальной
теории проводилось множество экспериментов по комбинированию феминизма с различными направлениями
социалистической мысли и критической теории. Ключевыми публикациями в рамках феминизма «второй
волны» были работы С. де Бовуар «Второй пол» (Beauvoir, 1949), К. Миллетт «Сексуальная политика» (Millett,
1969), С. Файерстоун «Диалектика пола» (Firestone, 1970), Дж. Трир «Женщина-евнух» (Greer, 1970) и Дж.
Митчелл «Женщины: самая долгая революция» (Mitchell, 1974).
В 1980-е и 1990-е гг. феминистская социальная теория находилась под влиянием постструктуралистского и
постмодернистского анализа. Следуя постмодернистскому акценту на различии и множественности,
феминистские теоретики утверждали, что традиционный феминистский анализ «имел тенденцию отражать
точку зрения белых женщин среднего класса в Северной Америке и Западной Европе. Ирония, свойственная
этой ситуации, заключалась в том, что одним из наиболее сильных аргументов, используемых учеными феминистами, было указание на ограниченность научного подхода, которому была присуща неправомерная универсализация на
основании узких концепций» (Nicholson, 1990, р.1). Утверждается, что феминизм «третьей волны» является
более чувствительным к местным, разнообразным феминистским голосам и отвергает универсалистское
представление о единой феминистской точке зрения. Некоторые критические идеи современного феминизма
представлены в работах К. Гиллиган «Иным голосом» (Gilligan, 1982), белл хукc «Феминистская теория»
(Hooks, 1984), К. Уидон «Феминистская практика и постструктуралистская теория» (Weedon, 1987) и Н.
Чодороу «Феминизм и психоаналитическая теория» (Сhоdorow, 1989). Феминистские теоретики, такие, как Д.
Райли (Riley, 1988), обеспокоены тем, что постмодернизм может выхолостить феминистскую критику
патриархата и подорвать способность феминистов выступать в качестве единого политического движения,
поскольку постмодерный релятивизм бросает вызов универсалистскому наступлению феминистской
оппозиции на мужское господство. Некоторые феминисты-постмодернисты утверждают, что традиционные
формы угнетения женщин все еще существуют в современном обществе, и что отказываться от феминистской
политики преждевременно.
Феминистская социальная теория была весьма влиятельной во Франции, где соединялась с
постструктуралистскими теориями языка, радикальной литературной критикой и постфрейдистским
психоанализом. Французские авторы особенно интересовались тем, каким образом в литературных
произведениях, создающихся в условиях мужского господства, представляется или скрывается человеческое
(женское) тело. Французская феминистская литературная продукция и теория часто обозначаются вместе как
écriture féminine. Ключевыми публикациями в этой области являются работы М. Виттиг (Wittig, 1973), Э. Сиксу
(Cixous, 1975; 1976) и Л. Иригарэй (Irigaray, 1977).
Общее влияние феминистской социальной теории на социологию касалось концептуализации пола и
гендера, анализа патриархальной власти и социального класса. Гендер наряду с возрастом, этничностью и
классом считается одним из основных измерений социального неравенства в человеческих обществах. В
последние годы феминистская социальная теория оказала также значительное влияние на методологию. В
работе «Феминистские методы социального исследования» С.Рейнхарц (Reinharz, 1992) утверждает, что единой
феминистской методологии не существует, однако феминистские методы предполагают проведение
качественного, рефлексивного, «сфокусированного на клиенте» и интерактивного исследования. Хотя
феминистская теория пользуется влиянием в социологии, феминистские критики заявляют, что феминизм еще
должен стать полноправной частью основной социологической традиции, в которой по-прежнему господствуют
идеи ее «отцов-основателей».
ТеорияФеминистскаятеория включила в себя исследования в сфере социологии, антропологии, литературоведения... Современная феминистскаятеория основана на теориисоциального конструктивизма, она рассматривает «пол... Этим образом, ключевым для теории феминизма представляется понимание «пола» и иных различий социального... Замечание 1
Одним из важных моментов современной теории феминизма является теория интерсекциональности... С точки зрения теории феминизма, знание всегда находится в зависимости от социальной позиции тех, кто
Цель работы интерпретация отказа от построения мастер-теории в феминистской эпистемологии в рамках современного прагматизма. С точки зрения феминизма, отказ продиктован принципиальной «нестабильностью аналитических категорий феминизма», которая является следствием невозможности копировать андроцентрический характер построения феминистской теории (С. Хардинг). Прагматическая интерпретация отказа дает возможность представить «нестабильность» не как следствие релятивизации дискурса в рамках феминистской эпистемологии, а как следствие прагматической интерпретации теории «как инструмента», используемого для анализа сложного социального явления.
Определение 1
Феминистская философия – это философский подход, который учитывает феминистскуютеорию... Феминистская философия состоит из нескольких предметных областей:
феминистская эпистемология, которая... уделяет изучению гендерной онтологии, а также природе социальных конструктов.... колоссальное количество исторически сложившихся теорий, в противовес классической теории восприятия... как движение за социальное равенство между полами.
Рассматривается вопрос о состоянии и методологии исследований гендера в социально-гуманитарном научном познании в целом и в ряде отдельных социально-гуманитарных наук, в частности. Показаны теоретические предпосылки формирования понимания пола как социального феномена в истории европейской мысли и роль в этом феминистского движения. Вместе с тем отмечается, что гендерная теоретическая мысль явилась способом и формой более адекватного отражения взаимоотношений полов, нежели феминистская теория. В частности, социально значимым теоретическим результатом гендерных исследований возможных путей преодоления неравенства полов и угнетенного положения женщин явилось преодоление интенции феминистской теории на культивирование «вражды полов». Аргументируется тезис о том, что важнейшей составляющей теоретического основания гендерных исследований является классическая марксистская теория происхождения неравенства полов как одного из выражений процесса происхождения социально-классового неравенств...
член сообщества, населяющего какой-л. географический регион и свя занного с этим регионом прочными историко-генетическими, соци альными, экономическими, культурными отношениями; то же что и
представитель исконного (коренного, автохтонного) населения. Обыч но аборигенами называют исторически зафиксированных первых оби тателей региона (напр., австралийские аборигены; аборигены Амери ки – эскимосы и индейцы). В настоящее время употребляется редко,
так как имеет пренебрежительный оттенок (ср. «туземец»); заменяется
оценочно нейтральными «исконное» / «коренное» / «автохтонное на селение», «коренные жители».
организации работников, объединившихся с целью улучшения оплаты и условий труда. Социологические исследования профсоюзов сосредоточивались на следующих вопросах. (1) Вклад профсоюзов в институционализацию конфликта в
обществе и в индустриальной сфере. В этом контексте внимание концентрируется на процессе коллективного соглашения,
степени, в которой профсоюзные функционеры (officials) представляют рядовых членов в процессе переговоров с
работодателями, а также на вероятности выполнения членами профсоюза условий соглашения. Существует единое мнение,
согласно которому профсоюзы довольно эффективно действовали в направлении институционализации конфликта. Марксистские социологи в связи с этим критикуют профсоюзы за то, что они способствуют приверженности рабочих реформизму и нацеленности на частичные улучшения своих условий, что препятствует развитию революционного классового сознания. (2) Профсоюзная демократия вызывает интерес в связи с выдвинутым Р. Михельсом тезисом о том, что руководство профсоюзов неизбежно превращается в олигархию, более не представляющую интересы рядовых членов. Оли гархические тенденции несомненно существуют, однако современные исследования показывают, что при определенных условиях представительство интересов рядовых членов сохраняется, в частности тогда, когда существуют сильные первичные ячейки на низовом уровне, возглавляемые цеховыми старостами. (3) Способность профсоюзов отстаивать интересы своих членов иногда может возрастать. Вместе с тем исследования показывают, что обычно профсоюзы слабее работодателей (в особенности в крупных корпорациях), при этом масштаб такого дисбаланса власти меняется вместе с экономическими условиями. (4) В 1970-е гг. развернулась дискуссия об отношениях между профсоюзами и политикой, в рамках которой для описания определенной политической стратегии в отношении профсоюзов использовалось понятие
«корпоратизм». (5) Марксисты обеспокоены влиянием профсоюзов на единство рабочего класса, поскольку основанная на профессиональной принадлежности политика тред-юнионизма, некогда распространенная в Британии и Америке и все еще обладающая некоторой силой, разделяет рабочий класс на отдельные сегменты, что препятствует единым действиям или единому сознанию. (6) Членство в профсоюзах иногда использовалось исследователями в качестве показателя пролетаризации. Как таковое членство в профсоюзах не имеет отношения к классовому сознанию или пролетарским социальным образам (см.: Классовой структуры образы), поскольку причины вступления людей в профсоюзы могут быть различными: идеологическая приверженность рабочему движению, прагматическая оценка выгод, которые может принести членство в профсоюзе, или принуждение, как в случае с предприятиями, принимающими на работу только членов профсоюзов (в настоящее время это является незаконным в Британии), что заставляет людей вступать в профсоюз против их воли. Однако некоторые социологи утверждали, что развитие профсоюзного движения среди «белых воротничков» в Британии в 1960-1970-е гг. отражало их пролетаризацию. На протяжении последних двадцати лет членство в профсоюзах становилось все менее распространенным явлением в странах с развитой экономикой. Ослабело и влияние профсоюзов на работодателей и политиков. Эти тенденции были особенно заметны в Британии и США. Социологи в настоящее время уделяют тред-юнионизму гораздо меньше внимания.
социальная, экономическая и политическая структура, наиболее развитая форма которой существовала в северной Франции в XII и XIII вв. Феодализм обычно представляет собой некий ярлык, применяемый также в отношении Японии и других частей Европы, где встречались феодальные черты. Считается, что эта система существовала в Европе в течение пятисот лет, называемых Средневековьем. Точное определение феодализма невозможно вследствие разнообразия его проявлений и того факта, что ни одна из этих форм не оставалась неизменной в течение пятисотлетнего феодального периода в Европе. Дж. Проер и Ш.Н. Эйзенштадт (Prawer and Eisenstadt, 1968) перечисляют пять общих черт, характерных для
большинства развитых феодальных обществ: (1) вассальные отношения (вассалитет); (2) персонализированное
правление, эффективное главным образом на местном, а не национальном уровне; для такого правления было
характерно относительно незначительное разделение функций; (3) землевладение, основанное на жаловании
феодов (земельных владений) в обмен на службу, главным образом, военную; (4) существование личных армий;
(5) права землевладельцев на крестьян, являющихся крепостными. Такого рода политическая система,
децентрализованная и зависящая от иерархической сети личных связей среди дворянства, несмотря на
формальный принцип единой линии власти, восходящей к королю, обеспечивала возможность коллективной
обороны и поддержание порядка. Экономической основой феодализма была поместная организация
производства и зависимое крестьянство, предоставлявшее излишки, необходимые землевладельцам для
осуществления их политических функций.
Социологическое изучение феодализма осуществлялось в нескольких направлениях. М. Вебер (Weber, 1922)
интересовался его политическим и военным устройством, в особенности социально-экономической структурой,
необходимой для содержания феодальной кавалерии. Вебер противопоставлял феод (наследуемое,
традиционное право на землю) и бенефиций (право, которое не может наследоваться) с целью обозначить
существование значительного различия между феодализмом и пребендализмом. Он различал несколько типов
феодализма. В Японии даймё были патримониальными правителями, которые не владели феодом, а находились
на службе у императора. В условиях исламского феодализма землевладельцы обладали территориальными
правами, но феодальная идеология отсутствовала; землевладельцы существовали на основе откупа (tax
farming). Сущность этих разнообразных моделей феодализма заключалась в природе правления:
децентрализованное господство местных землевладельцев, которым внушалось чувство долга и преданности по
отношению к правителю.
К. Маркс и Ф. Энгельс лишь слегка касались в своих работах докапиталистических способов производства,
однако в 1970-е гг. некоторые марксистские социологи стали интересоваться феодальным способом
производства. В отличие от капитализма, при котором рабочие полностью лишены какого-либо контроля над
средствами производства, феодализм предоставлял крестьянам возможность эффективного владения
некоторыми из этих средств (хотя это не было их законным правом). Классовая борьба между
землевладельцами и крестьянами велась в отношении величины производительных единиц, предоставляемых
арендаторам, условий аренды и контроля над существенными средствами производства, такими, как пастбища,
дренажные системы и мельницы. Таким образом, в рамках этих более поздних марксистских подходов,
утверждалось, что, поскольку крестьянин-арендатор обладает некоторой степенью контроля над производством
посредством, например, обычного права, для обеспечения контроля землевладельцев над крестьянством
необходимы «внеэкономические условия». Этими условиями являются в основном формы политического и
идеологического контроля. Таким образом, феодальный способ производства — это способ, обеспечивающий присвоение прибавочного труда в форме ренты. Феодальная рента может принимать различные формы —
ренты натурой, деньгами или трудом. В соответствии с этими различиями в ренте могут различаться и формы
феодального способа производства. Например, рента в форме труда требует особого типа трудового процесса,
представляющего собой сочетание независимого производства арендаторов и производства, осуществляемого
ими в поместье землевладельца под его наблюдением или под наблюдением его управляющего. Переход от
феодализма к капитализму является, с этой точки зрения, результатом продолжительной борьбы относительно
характера и степени присвоения в форме ренты. Однако существуют и другие теории такого перехода:
приоритет причинности может отдаваться отношениям обмена, рынкам, производственным отношениям и
производительным силам, а также культурным факторам.
Выбери определение из предложенных или загрузи свое
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек
Нужна помощь с заданием?
Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу
в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.