Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Феминистская социальная теория

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

феминистская социальная теория ХХ в. не может рассматриваться или пониматься в отрыве от феминизма как социального движения. Как и феминистское социальное движение, превратившееся из кампании 1920-х гг. за равные избирательные права женщин в радикальное движение за фундаментальное гендерное равенство на работе и дома, в правовом отношении и в отношении культурных практик, феминистская социальная теория эволюционировала, принимая различные формы — либерализма, марксизма и постмодернизма. В целом феминистская социальная теория стремится понять и объяснить подчиненное положение женщин в обществе, обращаясь к гендерным различиям и, в частности, основываясь на теории патриархата. Феминистские версии доктрины равноправия, философским основанием которых была работа Мэри Уоллстоункрафт «В защиту прав женщин» (Wollstonecraft, 1792), в конечном счете нашли свое выражение в движении суфражисток, которое было направлено на устранение разнообразных политических и социальных барьеров, препятствовавших полноправному участию женщин в жизни общества. Эту реформистскую борьбу можно рассматривать как политическую попытку наделения женщин правами гражданства. «Первая волна» феминизма была связана прежде всего с проблемой формального равенства между мужчинами и женщинами. В 1960-е гг. феминизм принял более радикальную форму — феминисты стали стремиться к революционному преобразованию общества в целом. С теоретической точки зрения этот резкий поворот был связан с принятием идей различных радикальных традиций, включая марксизм, психоанализ и анархизм. В Америке этот феминизм «второй волны» был связан с политической борьбой за гражданские права черных, в ходе которой сложилось представление о том, что подчинение женщин сравнимо с колонизацией черных в условиях империализма. Освобождение как черных, так и женщин должно происходить не только с экономической и политической точек зрения, но также на уровне психологии и культуры. Эта борьба против патриархата была связана также с антимилитаризмом и экологической обеспокоенностью по поводу разрушения планеты в результате загрязнения окружающей среды. При этом считалось, что социальная иерархия, расизм, войны, насилие и катастрофическое загрязнение окружающей среды являются следствиями психологической потребности мужчин в господстве и патриархата как социальной организации. Демонстрация 250 женщин у Гринэм-Коммон (авиабазы США в Британии с 96 крылатыми ракетами) в марте 1982 г. является одним из примеров феминистской оппозиции мужскому милитаризму (Young, 1990). Жестокие виды спорта, домашнее насилие над женщинами, изнасилование и порнография также рассматривались феминистами как общие проявления мужского насилия по отношению к женщинам. С социальной и политической точек зрения лесбиянство и женский сепаратизм были реакцией на мужское насилие и патриархат. На уровне социальной теории проводилось множество экспериментов по комбинированию феминизма с различными направлениями социалистической мысли и критической теории. Ключевыми публикациями в рамках феминизма «второй волны» были работы С. де Бовуар «Второй пол» (Beauvoir, 1949), К. Миллетт «Сексуальная политика» (Millett, 1969), С. Файерстоун «Диалектика пола» (Firestone, 1970), Дж. Трир «Женщина-евнух» (Greer, 1970) и Дж. Митчелл «Женщины: самая долгая революция» (Mitchell, 1974). В 1980-е и 1990-е гг. феминистская социальная теория находилась под влиянием постструктуралистского и постмодернистского анализа. Следуя постмодернистскому акценту на различии и множественности, феминистские теоретики утверждали, что традиционный феминистский анализ «имел тенденцию отражать точку зрения белых женщин среднего класса в Северной Америке и Западной Европе. Ирония, свойственная этой ситуации, заключалась в том, что одним из наиболее сильных аргументов, используемых учеными феминистами, было указание на ограниченность научного подхода, которому была присуща неправомерная универсализация на основании узких концепций» (Nicholson, 1990, р.1). Утверждается, что феминизм «третьей волны» является более чувствительным к местным, разнообразным феминистским голосам и отвергает универсалистское представление о единой феминистской точке зрения. Некоторые критические идеи современного феминизма представлены в работах К. Гиллиган «Иным голосом» (Gilligan, 1982), белл хукc «Феминистская теория» (Hooks, 1984), К. Уидон «Феминистская практика и постструктуралистская теория» (Weedon, 1987) и Н. Чодороу «Феминизм и психоаналитическая теория» (Сhоdorow, 1989). Феминистские теоретики, такие, как Д. Райли (Riley, 1988), обеспокоены тем, что постмодернизм может выхолостить феминистскую критику патриархата и подорвать способность феминистов выступать в качестве единого политического движения, поскольку постмодерный релятивизм бросает вызов универсалистскому наступлению феминистской оппозиции на мужское господство. Некоторые феминисты-постмодернисты утверждают, что традиционные формы угнетения женщин все еще существуют в современном обществе, и что отказываться от феминистской политики преждевременно. Феминистская социальная теория была весьма влиятельной во Франции, где соединялась с постструктуралистскими теориями языка, радикальной литературной критикой и постфрейдистским психоанализом. Французские авторы особенно интересовались тем, каким образом в литературных произведениях, создающихся в условиях мужского господства, представляется или скрывается человеческое (женское) тело. Французская феминистская литературная продукция и теория часто обозначаются вместе как écriture féminine. Ключевыми публикациями в этой области являются работы М. Виттиг (Wittig, 1973), Э. Сиксу (Cixous, 1975; 1976) и Л. Иригарэй (Irigaray, 1977). Общее влияние феминистской социальной теории на социологию касалось концептуализации пола и гендера, анализа патриархальной власти и социального класса. Гендер наряду с возрастом, этничностью и классом считается одним из основных измерений социального неравенства в человеческих обществах. В последние годы феминистская социальная теория оказала также значительное влияние на методологию. В работе «Феминистские методы социального исследования» С.Рейнхарц (Reinharz, 1992) утверждает, что единой феминистской методологии не существует, однако феминистские методы предполагают проведение качественного, рефлексивного, «сфокусированного на клиенте» и интерактивного исследования. Хотя феминистская теория пользуется влиянием в социологии, феминистские критики заявляют, что феминизм еще должен стать полноправной частью основной социологической традиции, в которой по-прежнему господствуют идеи ее «отцов-основателей».

Научные статьи на тему «Феминистская социальная теория»

Феминизм

Теория Феминистская теория включила в себя исследования в сфере социологии, антропологии, литературоведения...
Современная феминистская теория основана на теории социального конструктивизма, она рассматривает «пол...
Этим образом, ключевым для теории феминизма представляется понимание «пола» и иных различий социального...
Замечание 1 Одним из важных моментов современной теории феминизма является теория интерсекциональности...
С точки зрения теории феминизма, знание всегда находится в зависимости от социальной позиции тех, кто

Статья от экспертов

Феминизм, прагматизм и отказ от мастер-теории

Цель работы интерпретация отказа от построения мастер-теории в феминистской эпистемологии в рамках современного прагматизма. С точки зрения феминизма, отказ продиктован принципиальной «нестабильностью аналитических категорий феминизма», которая является следствием невозможности копировать андроцентрический характер построения феминистской теории (С. Хардинг). Прагматическая интерпретация отказа дает возможность представить «нестабильность» не как следствие релятивизации дискурса в рамках феминистской эпистемологии, а как следствие прагматической интерпретации теории «как инструмента», используемого для анализа сложного социального явления.

Научный журнал

Феномен феминистской философии как симптомы исчерпанности универсалистских притязаний классической философской традиции

Определение 1 Феминистская философия – это философский подход, который учитывает феминистскую теорию...
Феминистская философия состоит из нескольких предметных областей: феминистская эпистемология, которая...
уделяет изучению гендерной онтологии, а также природе социальных конструктов....
колоссальное количество исторически сложившихся теорий, в противовес классической теории восприятия...
как движение за социальное равенство между полами.

Статья от экспертов

Гендер в социально-гуманитарном научном познании

Рассматривается вопрос о состоянии и методологии исследований гендера в социально-гуманитарном научном познании в целом и в ряде отдельных социально-гуманитарных наук, в частности. Показаны теоретические предпосылки формирования понимания пола как социального феномена в истории европейской мысли и роль в этом феминистского движения. Вместе с тем отмечается, что гендерная теоретическая мысль явилась способом и формой более адекватного отражения взаимоотношений полов, нежели феминистская теория. В частности, социально значимым теоретическим результатом гендерных исследований возможных путей преодоления неравенства полов и угнетенного положения женщин явилось преодоление интенции феминистской теории на культивирование «вражды полов». Аргументируется тезис о том, что важнейшей составляющей теоретического основания гендерных исследований является классическая марксистская теория происхождения неравенства полов как одного из выражений процесса происхождения социально-классового неравенств...

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Адресант

тот, к кому обращается говорящий. Является одним из важнейших компонентов (ситуативных переменных) коммуникативной ситуации.

🌟 Рекомендуем тебе

Индустриальный конфликт

отношения между владельцами предприятий и менеджерами, с одной стороны, и рабочими — с другой, часто являются отношениями конфликта. Термин «индустриальный конфликт» относится как к возможным формам конфликта, так и к его источникам. По общему мнению индустриальных социологов, формы конфликта разнообразны и включают абсентеизм (невыход на работу), саботаж, ограничение производительности и отказ от сотрудничества, которые могут возникать как на индивидуальной, так и на коллективной основе, а также коллективное соглашение и забастовки, представляющие собой исключительно коллективные проявления конфликта. Источники конфликта объясняются различным, часто противоположным образом. Согласно положениям человеческих отношений школы, конфликт возникает тогда, когда индустрия не в состоянии содействовать интеграции рабочих в некую общность, оказывающую социальную поддержку, таким образом, конфликт между менеджерами и рабочими не является неизбежным. Согласно другим подходам, конфликт неизбежен. Р. Дарендорф (Dahrendorf, 1959) утверждал, что всегда будет существовать конфликт между теми, кто обладает властью (authority), и теми, у кого ее нет. Многие последователи Вебера связывают индустриальный конфликт со столкновением экономических интересов в отношениях найма, поскольку рабочие и менеджеры имеют различные интересы касательно заработка и затрачиваемых усилий. Марксисты также придерживаются экономического объяснения существования конфликта, полагая, что найм при капитализме по природе своей сопряжен с эксплуатацией и вызывает противостояние менеджмента и труда. При объяснении источников конфликта приоритет в последние годы принадлежит именно экономическим подходам. Выдвигаемые объяснения индустриального конфликта отражают альтернативные модели фирмы и системы найма. Школа «человеческих отношений» использует унитарную модель фирмы как однородной общности с общими интересами и ценностями и значительным потенциалом гармонии. Марксистский подход основывается на дихотомической и оппозиционной модели, подчеркивая фундаментальную и всеобъемлющую природу конфликта. Эксплуатация означает, что фирмы расколоты на два лагеря, имеющие совершенно разные интересы, и что рабочие вынуждены трудиться против своей воли. Современным марксистам приходится объяснять в связи с этим, почему индустриальный конфликт, по крайней мере в его очевидном коллективном проявлении, имеет настолько невыраженный, подавленный характер в современной экономике. Современные веберианские экономические подходы являются, как правило, плюралистическими, поскольку они предполагают, что в фирмах существует множество делений и конкурирующих интересов как в рамках менеджмента или труда, так и между ними. Между тем, согласно плюралистическим подходам, различные стороны внутри фирмы оказываются заинтересованными в сотрудничестве, поскольку, работая вместе, они могут достигать более высоких результатов. Таким образом, конфликт возникает внутри этой более широкой кооперативной структуры. Если Вебер считал, что рынок труда позволял работодателям господствовать над работниками, то, согласно некоторым современным подходам, найм не является чем-то принудительным, поскольку люди могут выбирать, наниматься им на работу или нет.

🌟 Рекомендуем тебе

Менеджерского контроля стратегии

поскольку интересы работников и тех, кто ими управляет, не совпадают, менеджеры не могут быть уверены в том, что работники всегда будут делать то, что они должны. Способы, которыми менеджеры достигают подчинения работников несмотря на расхождение интересов, традиционно являются предметом значительного интереса со стороны социологов. Первым существенным шагом к пониманию менеджерского контроля была разработка подхода трудового процесса (см.: Трудового процесса подход), впоследствии несколько модифицированного. Системы контроля в самом общем виде подразделяются на (1) рыночный контроль над работниками; (2) персональный контроль над работниками со стороны начальника/менеджера; (3) технический контроль над процессом производства (или «трудовым процессом»); (4) бюрократический контроль, предполагающий наличие определенных организационных правил и процедур; (5) нормативный контроль посредством организационной культуры; (6) дискурсивный контроль над смыслом и личной идентичностью. Все эти способы контроля действуют всегда и везде, хотя с течением времени их удельный вес может изменяться. (1) Понятие рыночного контроля охватывает наем и увольнение работников, а также определенную систему оплаты труда. Поощрительные (incentive) системы оплаты, довольно широко распространенные среди американских и британских компаний, выравнивают, как предполагается, интересы служащих и старших менеджеров, поскольку создают финансовые стимулы для достижения поставленных целей. (2) Персональный контроль предполагает непосредственное наблюдение за работниками со стороны индивидов, наделенных властью отдавать распоряжения, поддерживать дисциплину и в некоторых случаях принимать решения о найме и увольнении работников. (3) Технический контроль связан с определенной организацией систем производства, структурирующей и предписывающей действия работников. Одной из форм такого контроля является научный менеджмент. (4) Бюpo-кратический контроль устанавливает формальные и кодифицированные процедуры, имеющие обязательную силу в равной степени и для работников, и для менеджеров. Такого рода контроль способствует созданию беспристрастной и более или менее справедливой системы власти менеджеров на рабочих местах и в ситуациях найма, увольнения и вознаграждения. Работники подчиняются и ведут себя требуемым образом, поскольку понимают правила и соглашаются с ними, чувствуют, что компания поступает с ними справедливо, и практически не ощущают эксплуатации, (5) Нормативный контроль имеет место тогда, когда старшие менеджеры пытаются вызвать у служащих позитивную идентификацию с нормами и целями организации. Подчинение служащих в данном случае представляет собой нечто большее, нежели всего лишь поведение в соответствии с желаниями менеджеров, оно интернализуется в качестве естественного и правильного образа действий. (6) Дискурсивный контроль предполагает структурирование смысла. Он тесно связан с нормативным контролем, и отличить один от другого на практике подчас может быть довольно трудно. Социологические концепции в данном случае находятся под влиянием анализа дискурса, сосредоточивающегося на том, каким образом язык структурирует смысл и определяет личную идентичность. Если нормативный контроль ведет к тому, что люди начинают принимать и поддерживать ценности организации, то дискурсивный контроль действует путем формирования идентичностей. Вместе с тем положение, согласно которому менеджеры способны создавать в рамках организации мощный доминирующий дискурс, определяющий идентичность людей, оспаривается многими исследователями. Практики японского менеджмента показывают, каким образом эти стратегии могут сосуществовать. Сегментация рынка труда (см.: Рынка труда сегментация) в Японии означает, что крупные фирмы на первичном рынке труда предлагают гораздо более выгодные условия соглашений по сравнению с фирмами, представляющими другие сегменты рынка труда: более высокую заработную плату, гарантированное повышение оплаты труда с каждым годом службы (система оплаты, основанная на старшинстве) и более выгодные условия найма (в частности, постоянную или пожизненную занятость). Эти преимущества являются позитивным фактором, обеспечивающим подчинение, и в то же время они действуют, затрагивая чувство страха, поскольку маловероятно, что уволенный работник будет принят на работу другой фирмой первичного сектора, скорее всего он попадет на вторичный рынок труда. Персональный контроль осуществляется инспекторами (supervisors), которые обладают в Японии значительными полномочиями, позволяющими распределять работу и наблюдать за служащими. Существует также технический контроль, связанный с предписываемыми задачами и организацией рабочего процесса. Однако крупные японские фирмы никогда не использовали стратегии деквалификации, основанные на положениях научного менеджмента. Они больше полагались на квалификацию рабочего и вместе с тем довольно плотную опеку со стороны инспекторов. Крупные японские компании бюрократизированы, при этом работники и их союзы ощущают, что существующие в них правила и процедуры являются справедливыми. Нормативный контроль активно осуществляется менеджерами, которые пытаются прививать работникам ценности компании. Этому служит, например, широкая пропаганда, подчеркивающая, что каждый работник является частью сообщества, обеспечение различного рода социальных условий и возможностей досуга, в результате чего служащие подвержены воздействию корпоративной культуры даже в нерабочее время, а также совместное исполнение песен компании в начале рабочего дня. Утверждается, что такого рода нормативный контроль может быть достаточно сильным и в дискурсивном плане, формируя идентичности работников. Наконец, компании могут полагаться на более широкие нормы и ценности японской культуры, элементы которой способствуют послу шанию и почтительности.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot