Сущность феминизма
Феминизм (от латинского слова «femina» - «женщина») является спектром идеологий, социальных и политических движений, которые направлены на достижение равных с мужчинами экономических, политических, социальных и личных прав для женского пола и упразднение сексизма.
Феминистские движения и в настоящем, и в прошлом осуществляют борьбу за женские права:
- право занимать государственные должности;
- избирательное право;
- право на равную оплату труда и труд;
- право на образование, собственность;
- участие в сделках;
- право на отпуск по беременности и родам;
- равные права в брачных отношениях;
- право на неприкосновенность и телесную автономию.
Феминистские движения являются одной из основных движущих сил крупных изменений в области женских прав, особенно в странах запада, где их деятельность практически единогласно признаётся причиной таких достижений как женские репродуктивные права (речь идет о доступе к средствам контрацепции и праве на аборт), женское избирательное право, право заключения сделок, право на собственность и т. д.
Хоть феминистские движения как являлись, так и остались сосредоточенными в первую очередь на отстаивании женских прав, некоторые феминистки ныне выступает за внесение в повестку своих движений борьбу за права мужчин, так как патриархальная общественная организация и традиционные роли гендеров, в соответствии с их мнением, несут вред и для сильного пола.
История женского движения
История женского движения на западе подразделена на три «волны».
«Первую волну» относят главным образом к суфражистскому движению 19 и начала 20 столетий, в котором основными вопросами являлись права собственности для женщин, которые замужем, и право голоса для женского пола;
Под «второй волной» понимаются действия и идеи, которые связаны с освободительным женским движением, начавшим развиваться с 1960-х годов, и выступавшим за абсолютное социальное и юридическое равенство мужчин и женщин;
«Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на множество её неудач. Появление «третьей волны» относится к 1990-м годам, связывается с так именуемыми сексуальными войнами меж феминистками. Данная дискуссия и следующий глубочайший раскол внутри феминизма на антипорнографический феминизм и сексуально-позитивный феминизм была закатом эры второй волны и началом третьей.
Характерными чертами феминизма третьей волны являются привлечение компонентов антирасизма, квир-теории, интернационализма, дестигматизация сексуальности женщин. В частности, отношение к порнографии, как к одному из способов женской эксплуатации, которое характерно для второй волны, в третьей изменяется на различные, в том числе диаметрально противоположные точки зрения.
Самыми видными представительницами данного движения на сегодняшний момент являются:
- Лили Тейлор;
- Элис Уокер;
- Наоми Вульф.
Теория
Феминистская теория включила в себя исследования в сфере социологии, антропологии, литературоведения, экономики, искусствоведения, философии, психоанализа.
Современная феминистская теория основана на теории социального конструктивизма, она рассматривает «пол» не как сущности природного характера, а как конструкты политики — продукты устоявшихся способов мышления, которые поддерживают властные отношения меж группами социума. Критикуя обычные представления о расе и поле как объективных данностях, которые существуют вне политики и истории, феминистские исследования прослеживают и документируют, как в период с 17 по 19 столетия биология применялась целях политики для оправдания гендерных и расовых иерархий и неравномерного властного распределения, а также ресурсной базы меж группами в социуме. Этим образом, ключевым для теории феминизма представляется понимание «пола» и иных различий социального характера не как природной данности, а как властных векторов.
Одним из важных моментов современной теории феминизма является теория интерсекциональности, в соответствии с которой разные формы угнетения (речь идет о сексизме и патриархате, расизме, капитализме, гетеросексизме и т. д.), обладают системным характером, пронизывают всё общество, все институты социума и увсе его ровни, закрепляют и поддерживают друг друга.
К наиболее важным отличительным особенностям теории феминизма также относится последовательная критика научного традиционного знания. Теория феминизма критикует традиционную науку, философию, литературу и иные «авторитетные» способы описания мира, которые создаются с точки зрения привилегированных в социуме мужчин. Множественные исследования феминистской направленности демонстрируют, что традиционная наука и философия отражают довольно-таки ограниченный взгляд на мир и интересы данной социальной группировки.
С точки зрения теории феминизма, знание всегда находится в зависимости от социальной позиции тех, кто его образует, и выражает их взгляд на мир, а значит, и их интересы; таким образом, знание не может в принципе являться беспристрастным, аполитичным и нейтральным. Достижение настоящей объективности возможно лишь за счёт образования возможностей для совместного существования и диалога различных форм и разновидностей знания, которые производятся людьми из разных социальных сфер.
Чёрный феминизм
«Чёрный» феминизм гласит, что классовое угнетение, сексизм и расизм обладают неразрывной связью меж собой. Формы феминизма, которые устремлены к преодолению классового угнетения и сексизма, но игнорируют расизм, могут являться дискриминационными в отношении множества людей, включая женский пол, посредством расовых предубеждений. В заявлении «чёрных» феминисток, которое разработано «чёрной» феминистской организацией лесбийского характера «Коллектив реки Комби» в 1974 году, сказано, что высвобождение темнокожих женщин повлечёт за собой свободу для всего человечества, потому как это предполагает упразднение сексизма, расизма, и угнетения классов.