Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Билингв

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

1. Человек, владеющий двумя языками, из которых «первый язык» (родной язык) – это язык, усвоенный им в детстве, в семье (как прави ло, его этнический язык), «второй язык» – выученный позже (реже - одновременно). При этом уровень языковой и коммуникативной ком петенции обычно различается: коммуникативная компетенция в обла сти второго языка более низкая. Язык, который Б. использует с наи большей интенсивностью, признается для данного индивидуума «функционально первым»; им может быть как родной, так и второй язык; однако функционально активными языками в речевой деятель ности билингва в разных сферах общения могут быть различные язы ки; выбор языка общения у Б. чаще всего зависит от коммуникативной сферы и ситуации общения. 2. Термин используется иногда как родовое понятие для обозначения индивида, владеющего более, чем одним языком.

Научные статьи на тему «Билингв»

Выявление и преодоление нарушений письма у младших школьников-билингвов

Полноценно развивающиеся дети-билингвы обычно хорошо учатся и лучше остальных способны усваивать абстрактные...
Особенности нарушений письма у младших школьников-билингвов и методы их коррекции Гончарова В.А. говорит...
Поэтому у детей-билингвов отмечается большое количество аграмматизмов....
В словообразовании у детей-билингвов преобладают непосредственно словообразовательные ошибки....
Неоспоримо, что проблема нарушений письма младших школьников-билингвов требует дальнейшего тщательного

Статья от экспертов

Лексикон искусственного билингва

Статья посвящена одной из проблем теории билингвизма, а именно, характеру трансформаций в лексиконе искусственного билингва, который сопровождают его овладение вторым лингвокультурным кодом. Результатом этих трансформаций являются изменения объема лексических значений слова, расширение его ассоциативных связей, стилистическое разнообразие речевой деятельности студента. Несмотря на положительную в целом динамику лексикона билингва, отмечается отставание его эмотивного компонента.

Научный журнал

Нон-фикшн в круге чтения билингва

Как известно, дети-билингвы сталкиваются с рядом трудностей, которые возникают в процессе погружения...
Для успешной адаптации билингва особенно важна литература нон-фикшн, которая знакомит его с различными...
Нон-фикшн в круге чтения билингва Определение 2 Нон-фикшн – жанровая разновидность литературы,...
Использование данных изданий в чтении билингва позволяет восполнить лексические лакуны, обогащает грамматический...
Литература нон-фикшн является частью систематического чтения билингва, изучающего русский язык, способствует

Статья от экспертов

О языковой личности билингвов

В настоящее время можно наблюдать устойчивый рост интереса к феномену билингвальности не только в среде лингвистов, но и среди ученых, работающих в самых разных областях научного знания. В статье с позиций психологии, социологии, лингвокультурологии рассматриваются трансформации языковой личности билингва. В определенных ситуациях форсированное принуждение ребенка к двуязычию может способствовать неосознанному нивелированию лингвокультурологических национально-ориентированных в пользу родного языка и родного этноса личностных качеств. При этом родной язык перестает быть хранителем культурного наследия и национальных ценностей, поскольку теряет возможность поддерживать соответствующие концепты.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Идеальный тип»

термин, введённый М. Вебером для обозначения теоретически сконструированной социальной реальности, которая выражает общие ценностные установки своего времени и является рационально правильной. И.Т. – это не то, что есть в действительности, а своеобразный «эталон» вообра жаемого явления или действия, как если бы оно имело место в идеальных усло виях для своего времени. Вебер и его последователи использовали И.Т. как своеобразный метод познания общества: с помощью этой теоретической конст рукции можно судить о степени расхождения идеала и реальности.

🌟 Рекомендуем тебе

Клан

социальная группа, считающая себя происходящей от общего предка, мистического или реального.

🌟 Рекомендуем тебе

Отчуждение

данным понятием обозначается отчуждение (estrangement) индивидов от самих себя и других индивидов. Первоначально этот термин имел философский и религиозный смысл, однако К. Маркс трансформировал его в социологическое понятие в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Маркс считал, что человеческое отчуждение коренится в социальных структурах, лишающих людей их человеческой сущности. Он полагал, что человеческая сущность реализуется в труде, совместной созидательной деятельности, посредством которой люди преобразуют мир вокруг себя. Процесс производства является процессом «опредмечивания» человеческой сущности, в ходе которого люди производят материальные предметы, воплощающие свойственное им созидательное начало, но обладающие отдельным от своих создателей существованием. Отчуждение имеет место тогда, когда в результате опредмечивания своей сущности человек не узнает себя в своем продукте, который превращается в чужой, «не свой», «противостоящий ему в качестве независимой силы». Однако опредмечивание становится отчуждением только в конкретных исторических условиях капитализма. Источником отчуждения является присвоение одной группой людей (капиталистами) продуктов, созданных другими людьми. Маркс рассматривал отчуждение и как субъективное состояние (чувство отчужденности), и как структурную категорию, характеризующую социальный и экономический порядок при капитализме. Маркс различал четыре проявления отчуждения. (1) Рабочий отчуждается от продукта своего труда, поскольку то, что он произвел, присваивается другими и больше ему не подвластно. (2) Рабочий отчуждается от процесса производства. Работа становится чуждой деятельностью, которая не приносит внутреннего удовлетворения, навязывается рабочему извне, теряет качество самодостаточной цели и представляет собой вынужденный труд по чьему-либо приказанию. Работа, фактически, становится продаваемым товаром, вся ценность которого для рабочего состоит в возможности его продажи. (3) Рабочий отчуждается от своей человеческой природы или своего «родового бытия», поскольку первые два аспекта отчуждения ведут к тому, что его производственная деятельность лишается тех специфически человеческих качеств, которые отличают ее от деятельности животных и, таким образом, определяют природу человека. (4) Рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм трансформирует социальные отношения в рыночные, когда люди оцениваются скорее в соответствии с их рыночной позицией, а не на основании их человеческих качеств. Они начинают относиться друг к другу как к чему-то овеществленному — как к рабочему или капиталисту, — а не как к людям. Капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это связано с тем, что накопление капитала порождает его собственные «потребности», низводящие людей до уровня товара. Рабочие превращаются в один из факторов в операциях капитала, их деятельность определяется скорее требованиями прибыльности, нежели их собственными человеческими потребностями. В рыночной экономике накопление определяется правилами рынка, которые представляют собой совокупность безличных механизмов, господствующих над всеми экономическими деятелями — как капиталистами, так и рабочими, — поскольку рынок обладает принудительной силой. Маркс отмечал, что, несмотря на то, что потребности прибыли и накопления капитала представляются живущими своей собственной жизнью, эти безличные механизмы в действительности маскируют человеческое происхождение капитала и эксплуатацию, позволяющую одному классу присваивать то, что производится другим. Со временем понятие отчуждения потеряло значительную долю своего изначального социологического смысла, вложенного в него Марксом, и стало использоваться для обозначения целого ряда явлений. Последние включали в себя всякое чувство отделения от общества и недовольства им; ощущение морального упадка в обществе; чувство бессилия перед лицом незыблемости социальных институтов; безличный, дегуманизированный характер крупномасштабных и бюрократических социальных организаций. В первых двух случаях данное понятие в большей степени сходно с понятием аномии Дюркгейма, нежели с марксистской концепцией отчуждения. В последнем случае оно соответствует веберовской точке зрения относительно бюрократической тенденции современного общества. В 1950-е и 1960-е гг. американские обществоведы подчеркивали скорее субъективную или психологическую грань отчуждения, нежели его социально-структурный аспект. Даже когда они рассматривали структурные условия, они пренебрегали марксовой социологией капитализма. М.Симан (Seeman, 1959) выделял множество различных психологических состояний, измеряемых им посредством установок шкал. Такой аспект отчуждения, как «бессилие», связан с существующим у людей ощущением невозможности влиять на свою социальную ситуацию. «Бессмысленность» ('meaninglessness') — это ощущение того, что для достижения значимых целей необходимы незаконные средства. Ощущение «изолированности» возникает тогда, когда люди чувствуют свою отдаленность от норм и ценностей общества. «Отчужденность от самого себя» ('self-estrange ment') означает неспособность найти деятельность, которая приносила бы психологическое удовлетворение. Р.Блаунер (Blauner, 1964) связывал эти аспекты субъективного отчуждения с различными типами работы, существующими в современной индустрии, и утверждал, что решающим фактором отчуждения является производственная технология. Он считал, что старинная ремесленная работа была в гораздо меньшей степени сопряжена с отчуждением, поскольку ремесленники сами управляли своим трудом, занимались «цельными» задачами, имевшими смысл, имели возможность общения с коллегами на работе и получали психологическое удовлетворение от работы. Отчуждение достигло своего пика в условиях массового производства, работы на сборочном конвейере, соотносимых с фордизмом. Темп работы при этом был неподвластен работникам, задачи разбивались на мелкие фрагменты, а социальная общность отсутствовала. Блаунер полагал, что автоматизация будет способствовать большему удовлетворению от работы и таким образом искоренит отчуждение. Авто матизация предполагала, что работа большую часть времени будет носить рутинный характер, но в чрезвычайных обстоятельствах от индивидов будет требоваться мастерство, слаженная коллективная работа и понимание процесса в целом. Американский подход в сущности приравнивал отчуждение к существующему у людей чувству неудовлетворенности жизнью или работой, что очень далеко от оригинальной марксовой трактовки. В последнее время данный термин реже используется социологами. Многие современные марксисты не видят необходимости в его сохранении, полагая, что Маркс в своих зрелых работах отказался от понятия отчуждения в пользу понятия эксплуатации. Большинство немарксистских социологов считает, что оно стало слишком расплывчатым, а потому бесполезным.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot