Сущность ценообразования
С возникновением разделения труда возникла необходимость обмена продукцией. Для равноценного обмена необходимо было оценить тот или иной продукт, учитывая его ценность.
Ценностью продукта называют степень полезности его для потребителя.
Это довольно субъективная категория. Она определялась различными способами. Зачастую данные способы были довольно запутанными и вызывали много споров. Но с появлением денег этот процесс упростился. Появилось такое понятие, как цена товара.
Цена – это денежное выражение рыночной стоимости товара.
Важность этой категории объясняется тем, что она объединяет многочисленные компоненты экономики и общества. От нее зависят многие обстоятельства производства и реализации продукции (товаров и услуг). Цены влияют на формирование и распределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Одновременно цена отражает потребительскую полезность продукта и является денежным обязательством осуществить выплату за предоставленные товары и услуги, выполненные работы.
Назначение (установление) цены является очень важным процессом. Этот процесс должен учитывать множество факторов. Если цена буде завышена, то товар не будет реализовываться. При заниженной цене производитель будет лишаться части прибыли или нести убытки.
Совокупность процессов формирования цены на товары и услуги называется ценообразованием.
Для установления оптимального уровня цен необходимо учитывать следующие факторы:
- затраты на приобретение сырья;
- стоимость труда (затраты на рабочую силу);
- затраты на оборудование и производственные помещения;
- транспортные затраты;
- затраты на налоги и социальные выплаты;
- наличие конкурентов на рынке;
- состояние спроса и предложения на данную продукцию и т.д.
Ценообразование как часть государственной экономической политики
Ценообразование является важной составляющей частью государственной экономической политики. Оно зависит прежде всего от типа экономической системы государства и его политических целей. В зависимости от политики властей и форм собственности на средства производства меняется и характер ценообразования.
В условиях государственной собственности на средства производства и командно-административной экономики ценообразование носило более выраженную социальную направленность. Оно было направлено на защиту интересов большинства населения, без учета реальных затрат на производство продукции. Разность между ценой и себестоимостью компенсировалась государством из бюджета.
В условиях рыночной экономики и частной собственности на средства производства ценообразование служит в первую очередь интересам производителей. Государство лишь незначительным образом может влиять на этот процесс, устанавливая определенные границы колебания цен. Таким образом оно пытается обеспечить социальные гарантии малоимущих слоев населения.
Разновидности политики ценообразования
Исходя их выше сказанного, ценовая политика производителя определяется:
- целями предприятия (фирмы, компании);
- финансовым состоянием и размерами предприятия или фирмы;
- положением предприятия на рынке;
- состоянием конкуренции.
Одним из самых простых способов ценообразования является политика ценообразования на основе себестоимости продукции. Она заключается в суммировании прогнозируемой прибыли и издержек производства. При этом на каждом этапе движения продукта на рынке его цена увеличивается из-за увеличения издержек.
Еще одним вариантом политики ценообразования является политика высоких цен. Ее еще называют политикой «снятия сливок». Ее суть заключается в установлении изначально высокой цены на произведенную продукцию для получения максимальной прибыли на всех этапах движения товара на рынке. Недостатком данной политики является то, что конкуренты постараются предложить подобный товар по более низким ценам. Поэтому данная ценовая политика очень ограничена во времени.
Противоположным методом является политика «проникновения на рынок». Товары предлагаются по более низким ценам с целью завоевать рынок сбыта и привлечь максимальное количество покупателей. Как правило эту политику используют молодые развивающиеся компании с целью закрепления на рынке.
На основе учета психологии потребителей применяется политика психологического ценообразования. Данная политика использует информацию о товаре и восприятие цены как рекламу качества товара. Ведь довольно часто потребители считают, что чем товар дороже, тем его качество выше. Поэтому, устанавливая более высокую цену, производитель подчеркивает качество продукта или его престижность («снобистский эффект»).