Мировая цена – это плата за приобретение готовой продукции на мировом рынке.
Понятие и сущность мировых цен на готовую продукцию
Продукция производства при выставлении на рынок получает рыночную цену. Если готовая продукция выставляется для реализации на мировом рынке, то она получает мировую цену. Ее устанавливает товаропроизводитель с учетом текущих величин спроса и предложения на мировом рынке, а также себестоимости производства и реализации продукции.
Мировые цены обслуживают обычные торговые сделки, которые типичны для мировой торговли и охватывают значительную часть мирового товарооборота. Мировые цены должны быть доступны для каждого продавца (потребителя) и покупателя (производителя), которые изъявят желание принять участие в торговых операциях в сфере международного обмена.
Обязательной характеристикой мировых цен является их представительность для международной торговли. О ней (представительности) свидетельствует степень охвата ценами мирового экспорта соответствующего вида продукции.
На практике в качестве мировых цен чаще всего используют цены основных экспортеров или импортеров. В частности, при торговле сырьевой продукции на мировом рынке мировая цена определяется в результате действий стран-экспортеров. Наиболее яркий пример тому – ОПЕК, члены которой определяют уровень мировой цены на нефть. Кроме того, мировыми ценами цветных металлов и тканей признаются цены Лондонской биржи, а пушнины — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов.
При установлении мировых цен на готовую продукцию решающую роль играют ведущие компании-производители, которые занимаются экспортом определенных видов и типов изделий. Цены этих компаний зачастую используются в качестве мировых.
По некоторым видам готовой продукции (обычно имеющим массовый характер) мировыми ценами признаются цены крупнейших мировых торговых центров, которые формируются в местах производства или потребления этой продукции.
В результате применения различных налогов, пошлин и иных платежей, обязательных для производителей, уровень внутренних цен (т.е. цен на внутреннем рынке конкретной страны) оказывается выше уровня мировых цен.
Отличительной чертой мировых цен на одинаковую продукцию является их множественность. Это явление объясняется оказанием на процесс ценообразования влияния транспортного фактора, коммерческих условий поставок и т.д.
Разновидности мировых цен и особенности их установления
В зависимости от характера формирования и применения определяют несколько разновидностей мировой цены, устанавливаемой на готовую продукцию. Чаще всего выделяют следующие разновидности:
- справочные цены;
- прейскурантные цены и цены каталогов, проспектов;
- цены предложений;
- цены торгов;
- аукционные цены;
- биржевые цены;
- расчетные (среднестатистические) цены;
- цены фактических сделок.
Широкое распространение в международной торговле получили справочные цены. Они размещаются в специализированных публикациях объединениями производителей, информационными агентствами и бюро, консультационными, брокерскими фирмами.
Прейскурантные цены, а также цены каталогов и проспектов специально разрабатываются производителями с составлением краткого описания продукции для того, чтобы с ними ознакомились заинтересованные лица. Эта категория цен (как и справочные) являются завышенными на 10-15% по сравнению с реальными ценами, поскольку они используются как база для торга при заключении сделок.
Цены предложений устанавливаются производителями без согласования с потребителями на основе производственных издержек (иногда на основе цен конкурентов) с учетом сроков поставки, платежа и прочих базовых условий. Цены предложений носят справочный характер и направлены на конкретного покупателя. При заключении контрактов цены предложений, как правило, понижаются на 7-15%.
Торги – это состязательная форма закупки, когда с одним крупным покупателем взаимодействует много продавцов. Как правило, цены торгов стремятся к уменьшению. В мировой торговле они нашили применение при выполнении строительных работ и при купле-продаже технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения.
Крупные акционерные компании, которые монополизировали торговлю определенным видом продукции, проводят международные аукционы. Эта форма противоположна торгам – взаимодействует один продавец и много покупателей. Поэтому уровень аукционных цен стремится к повышению. Цены аукционов в основном используются для реализации продукции сельского, лесного хозяйства, рыболовства, пушно-меховых изделий, драгоценных и полудрагоценных камней и т.д.
В международных экономических отношениях видное место занимают биржи – оптовые рынки массовых, качественно однородных и взаимозаменяемых товаров. Речь идет про нефть и нефтепродукты, зерновые культуры, драгоценные металлы, цветные металлы, лесное сырье и т.д. На них устанавливаются биржевые цены, которые преимущественно складываются под влиянием спроса и предложения на мировом рынке.
Между биржевыми ценами и справочными существует определенная связь, поскольку при установлении справочных цен учитываются биржевые котировки по отдельным товарам. Однако справочные цены обычно выше биржевых.
При определении внешнеторгового оборота, установлении соотношений между экспортными и внутренними ценами и т.д. применяются расчетные (среднестатистические) цены. Их публикация носит регулярный, официальный характер.
По специальным каналам (счетам, контрактам) можно получить цены фактических сделок. Они в большей степени соответствуют реальным рыночным ценам, но получение данных по ним затруднено в связи с соблюдением в мировой торговле режима коммерческой тайной.