Место ценообразования в современной экономике
Рыночная экономика характеризуется свободой субъектов хозяйствования, наличием конкуренции и свободного ценообразования. Каждый экономический агент стремится к максимизации собственных доходов и получения наиболее выгодных условий существования. Для осуществления данной цели используется механизм ценообразования, который подразумевает установление цен на производимую продукцию или услуги. При этом цены в рыночной экономике обязаны удовлетворять потребности обеих сторон сделки купли-продажи. Продавец должен покрыть свои издержки и получить доход, который сможет в дальнейшем использовать по своему усмотрению. Покупатель руководствуется предельной полезностью, которую сможет получить от приобретения товара или услуги. Однако, в некоторых случаях ценовой фактор является решающим. У определенных сегментов покупателей низкий уровень цен может вызвать недоверие или сомнение в качестве продукции.
Существует два принципиальных направления в установлении цен. Рыночное работает на основе механизма постепенной стабилизации предложения и спроса, и установления их относительного равновесия. Централизованное или командное ценообразование подразумевает директивное установление цен на предлагаемый ассортимент продукции.
В современных условиях предприниматель устанавливает цены с учетом следующих факторов:
- расчетной себестоимости единицы продукции;
- уровня цен конкурентов;
- соотношения объема спроса и предложения в текущей конъюнктуре.
Помимо вышеперечисленных факторов на ценовую политику предприятия могут воздействовать политические, макро- и микроэкономические изменения рынка, а также потребительские свойства продукции. При установлении цены в рамках предприятия необходимо учитывать норму прибыли и рентабельности, финансовые возможности, методы ведения ценовой политики и другие параметры.
Понятие и виды трансферта
Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государственного вмешательства. Обычно, установление относительного баланс в системе происходит за счет постепенной стабилизации системы и уравновешивания предложения и спроса. Однако, у государства остается ряд инструментов воздействия на макроэкономические показатели национальной экономики. К ним относят:
- Фискальную политику.
- Государственные закупки.
- Трансферты.
В общем смысле трансферт представляет собой операцию по предоставлению финансовых средств, товаров или услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.
Они могут разделяться по видам. Например, текущие трансферты включают в себя налоги на доходы, богатство, отчисления на социальное страхование, пособия для защиты различных социальных слоев населения, добровольные подарки и взносы, штрафы и так далее. Существуют так же капитальные трансферты. По сути, это передача права собственности на конкретные активы или на средства для приобретения этих активов. К ним относят инвестиционные субсидии, налоги на капитал и прочее.
Трансферты отражаются в системе национальных счетов, которая представляет собой систему выявления макроэкономических проблем, например, недостаточности воспроизводства. В рамках национальной экономики трансферты перераспределяются на уровне федерального бюджета на безвозмездной основе. Здесь отражаются передача средств между субъектами в результате экономического взаимодействия, передача прав собственности на фондовые инструменты, перераспределение акций или других фондовых активов среди их владельцев, бюджетные перераспределения средств между разными уровнями.
В сфере бюджетного финансирования трансферт представляет собой дотации, дарения и субвенции, полученные от иностранного или национального государственного учреждения. Для региональных и муниципальных бюджетов характерно получение нецелевых трансфертов, то есть средств, которые могут быть использованы по собственному усмотрению. Целевые трансферты необходимы для решения конкретных государственных задач. Как правило, их использование отслеживается и контролируется.
Трансферты применяются для решения следующих задач:
- стимулирования муниципальных образований для поддержания политики региона;
- выравнивания социальной обстановки;
- обеспечения трехуровневого баланса бюджета;
- горизонтального выравнивания доходов.
Трансфертное ценообразование
Ценообразование в сфере движения трансфертов представляет собой сделки купли-продажи между отдельными лицами или группой лиц по внутренним ценам, отличающимся от рыночных. Такой подход дает возможность перераспределять доход от операции в пользу лиц, уплачивающих более низкие налоги в своих государствах. Трансфертное ценообразование является одним из видов оптимизации налогового бремени. Платежи отслеживаются государством.
В России налоговое законодательство уделяет особое внимание определенным межхозяйственным операциям, строящимся на трансфертном ценообразовании. Сюда относят сделки между взаимосвязанными лицами, оборот по которым за год составляет более одного миллиарда рублей. Выплаты ресурсодобывающим компаниями при сделках от 60 миллионов рублей. Так же сделки между лицом, попадающим по специальный налоговый режим, и лицом, уплачивающим налоги на общих основаниях при сделке свыше 100 миллионов рублей. Сделки между резидентами специальных налоговых зон и лицами, выплачивающими налоги в обычном режиме, при стоимости операции свыше 60 миллионов рублей. Если одна из сторон освобождена частично или полностью от выплаты налогов, а вторая выплачивает на общих основаниях, при этом величина сделки превышает 60 миллионов рублей. Так же отслеживаются любые виды сделок между лицами, признанными взаимозависимыми, сделки, проходящие на территориях оффшорных зон.
Трансфертное ценообразование для налоговых целей рассматривается с помощью различных методов в целях определения налоговой базы. Цены могут сопоставляться с текущими рыночными, определяться цена последующей реализации. Цена может рассчитываться на основании затрат, в зависимости от рентабельности и заложенной нормы прибыли, либо при помощи экспертной оценки. Наиболее приоритетными методами являются методы сопоставления с рыночными ценами, а также расчет прогнозируемой цены реализации.