Ценообразование – это процесс формирования цены на продукцию (товар, работу, услугу), изготовленную для реализации на рынке.
Общая характеристика рынка медицинских услуг
Уровень медицинского обслуживания населения и возможность получения им качественной медицинской помощи во многом определяются условиями окружающей экономической среды. В частности, в настоящее время она характеризуется кризисными процессами, экономическими санкциями, торговыми войнами. Все перечисленное оказывает негативное воздействие на экономики стран и мировую экономику, в том числе, на рынок медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг входит в состав более крупного рынка здравоохранения. На нём (кроме медицинских услуг) обращаются такие товары, как предметы медицинского назначения (например, лекарства, медицинское оборудование, предметы ухода и т.д.) и медицинская информация (массовая, учебная, рекламная, для пациентов, для работников здравоохранения и т.д.).
Один тот факт, что платная медицина развивается вместе с системой предоставления бесплатной и страховой медицинской помощи, обуславливает специфичность рынка медицинских услуг. Помимо этого, он характеризуется следующими особенностями:
- сезонные колебания спроса на медицинские услуги;
- персонификация и индивидуализация спроса;
- зависимость спроса от природно-климатических катаклизмов;
- территориальная сегментация спроса и предложения;
- недостаточная медицинская компетенция пациентов (потребителей медицинских услуг);
- субъективизм производителя (врача) в определении перечня оказываемых медицинских услуг;
- сильное влияние межличностных отношений врача и пациента;
- непредсказуемость потребительского поведения;
- высокая скорость оборота капитала;
- высокая степень риска внедрения новшеств.
Сейчас рынок платных медицинских услуг организован и функционирует не самым оптимальным способом. Это порождает возникновение трудностей как для медицинских учреждений, так и для их пациентов. По большей части эти трудности вызваны несовершенством нормативно-правового регулирования данной сферы экономических отношений. Именно в силу этого несовершенства активно развивается теневой сектор оказания платных медицинских услуг, а медицинские учреждения различных форм собственности и организационно-правовых форм имеют различный доступ к экономическим ресурсам.
Сущность ценообразования на рынке медицинских услуг
Расчет цен на медицинские услуги базируется на показателях их себестоимости, которая складывается из прямых и косвенных затрат.
- Прямые затраты на рынке медицинских услуг включают в себя оплату труда работников учреждения здравоохранения, стоимость предоставляемых пациентов медикаментов, питания, перевязочных и иных расходных материалов.
- Косвенные затраты на рынке медицинских услуг включают в себя расходы на содержание и обслуживание зданий и сооружений, в которых располагаются учреждения здравоохранения, стоимость используемого оборудования, оплату потребляемых коммунальных услуг, налоговых и иных обязательных платежей.
Таким образом, себестоимость, являющаяся основой для расчета цен, является выражением суммы текущих расходов на конкретное медицинское обслуживание. Кроме неё на итоговое значение цен медицинских услуг оказывает влияние планируемая к получению прибыль, размер которой определяется, с одной стороны, качеством оказываемых услуг, а с другой стороны, сложившимися на рынке медицинских услуг условиями конкуренции.
Несмотря на изложенный выше алгоритм ценообразования, который является типичным для рыночной экономики, участники рынка медицинских услуг могут по-разному подходить к определению стоимости медицинских услуг. Это различие в конечном итоге проявляется в ценах на конкретные медицинские услуги. Они отличаются друг от друга в основном по следующим причинам:
- у медицинских услуг определяются конкурентные преимущества;
- в сфере медицины происходит поглощение нового рынка потребительских услуг;
- существует стремление обеспечить персонал и оборудование учреждения здравоохранения оптимальной загрузкой (т.е. добиться положительного эффекта масштаба).
Характеристика этапов ценообразования медицинских услуг
Процесс ценообразования в области медицинских услуг зачастую представляется в виде совокупности нескольких этапов, которые последовательно сменяют друг друга и должны быть пройдены субъектами рынка медицинских услуг. Специалисты обычно выделяют следующие этапы процесса ценообразования медицинских услуг:
- определение и формулирование целей и задач медицинского учреждения;
- сбор первичной информации и ее маркетинговый анализ, который позволит определить количественные и качественные характеристики медицинского обслуживания пациентов;
- выбор стратегии ценообразования (стратегии «снятия сливок» или прочного внедрения на рынок; особенности установления ценовых интервалов в группе услуг и цен на обязательные принадлежности, на дополняющие услуги, на комплексы услуг; условия скидок, стимулирования сбыта, учета психологии клиентов и действия географического фактора);
- определение себестоимости медицинских услуг на основе расчета как косвенных, так и прямых затрат, в числе которых затраты трудовые (заработная плата работников), накладные (транспортные, хозяйственные, командировочные и др. расходы), материальные (например, стоимость медикаментов, перевязочных материалов);
- периодические корректировки цен на медицинские услуги, обусловленные изменением действия факторов внутренней и внешней среды функционирования медицинского учреждения.
Стоит отметить, что на данный момент наблюдается завышенный уровень цен, устанавливаемых частными медицинскими учреждениями на свои услуги. Это признается нарушением антимонопольной политики, поэтому в ближайшем будущем стоит ожидать ужесточения государственного регулирования цен на платные медицинские услуги.