Сущность ценообразования
Эффективность деятельности субъекта хозяйствования определяется разумной системой ценообразования.
Для помощи пользователям в решении данной задачи в состав конфигурации включается и функционал ценовой политики. Графически процесс разработки ценовой политики выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Разработка ценовой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несложно заметить, что каждый следующий вид цены включает в себя предыдущий. Для удобства ценовой политики различают следующие виды цен:
- Базовые цены. При их использовании берет последнее по времени значение и их рассчитывают вручную.
- Расчетные цены. Отличием является то, что для них существует автоматизированный способ расчета, на основании базовых цен. К ним относят:
- Оптовые;
- Розничные.
- Динамические цены. Их значения в системе не хранятся, а только способ их определения.
В современных условиях хозяйствования, розничное ценообразование приобретает все большее значение, так как покупателя стали больше обращать внимание на соотношение цены и полезности товара, что способствует росту роли цены в маркетинговом комплексе. Стоит отметить, что необходимо не забывать, что улучшение данного соотношение не всегда определяется снижением цены. В данном случае, рост конкурентоспособности может быть достигнут не за счет снижения расходов, а за счет продуманной системы мер, которые направлены на усиление ценовой чувствительности потенциальных потребителей.
Особенности розничного ценообразования
Особенности розничного ценообразования регламентируются методиками установления цен на товары, реализуемые субъектами хозяйствования.
В целях исследования особенностей ценовой политики, нужно рассмотреть основные методы определения цены в субъекте хозяйствования торговли. Определение цен на основании воспринимаемой потребителями ценности товаров относится к рыночным методам ценообразования. Данный подход говорит о том, что субъект хозяйствования при формировании цены ориентируется не нас свои расходы, а на оценку качества параметров товара потребителем.
Целью определения цены в данном случае является установление цены, которая будет отражать в полной мере экономическую ценность этого продукта. В настоящее время существует два метода определения цены, которые основаны на учете воспринимаемой ценности продукта:
1.Расчета ценности продукта. 2.Оценки максимально приемлемой цены.
При использовании метода расчета непосредственной экономической ценности продукта для целей определения ценовой политики, процедура расчета включает в себя определение цены безразличия, определение параметров, отличающих данный продукт от продукта конкурента, изучение ценности для потребителей различий в параметрах этого продукта и продукта конкурента.
Данные оценки получают на основе опроса специалистов в области товароведения, сотрудников отдела продаж, опросов потребителей и проведения пробных продаж на основании расчетов экономической эффективности тогда, когда речь заходит о качественных характеристиках продукта, способствующих сокращению или росту расходов, и влияют на величину прибыли.
На данном этапе могут быть выявлены последствия неправильных управленческих решений в вопросах маркетинга, когда товар обладает большим количеством полезных свойств, но платить за них покупатель не согласен, поскольку считает их ненужными.
Метод оценки максимально приемлемой цены очень полезен в вопросах установления цен на промышленную продукцию, когда выгода для потребителя в большей степени связана с сокращением затрат. Процедура определения ее может быть представлена в виде определения области и параметров применения этого продукта, выявления достоинств этого продукта для потребителей, выявления дополнительных расходов потребителя, которые связаны с использованием данного продукта, установления выгодной для потребителя цены.
Методы определения цены на основании ощущаемой покупателями ценности продуктов могут быть рекомендованы к применению на тех рынках, где одновременно происходит обращение большого количества взаимозаменяемых продуктов, т.е. возможен выбор наиболее приемлемого для конкретного потребителя.
Методы регулирования цен на рынке
Разработка политики ценообразования и стратегии субъекта хозяйствования проводится в три этапа: сбор исходной информации, стратегический анализ и формирование окончательной стратегии.
Основные стратегии ценовой политики также делятся на три группы: стратегия высоких, средних и низких цен.
Стратегия высоких цен, которую иногда называют «премиальное ценообразование» или стратегией «снятия сливок», характеризуется установлением цен выше, нежели у конкурентных субъектов хозяйствования. Эта стратегия может быть выбрана, если есть сегмент рынка, в котором потребители готовы платить за особые свойства этого продукта более высокую стоимость. К таким продуктам можно отнести принципиально новый или запатентованный продукт, продукт повышенного спроса, неэластичного спроса.
При выборе стратегии средних цен, субъект хозяйствования устанавливает цену на уровне конкурентов. В данном случае, роль ценообразования как инструмента маркетинговой политики субъекта хозяйствования сведено к минимуму, поскольку исследования рынка показали, что субъект хозяйствования может достигнуть поставленных целей при помощи других инструментов.
Если субъект хозяйствования придерживается стратегии низких цен, то он устанавливает цены ниже, нежели у конкурентов. Такую стратегию также называют стратегией или ценовым прорывом, либо стратегией пониженных цен или «ценой проникновения». Такой тип стратегии направлен на получение большей массы прибыли за счет роста объема продаж и захваченной доли рынка. Стоит отметить, что при применении данной стратегии цена не всегда должна быть низкой по абсолютным показателям.