Классификация методов ценообразования
Различают три группы методов ценообразовании я в зависимости от степени ориентации субъекта хозяйствования-производителя или продавца при выборе метода:
1.На производственные расходы – затратные методы. 2.На конъюнктуру рынка – рыночные методы. 3.На нормативы расходов по технико-экономическим параметрам товара – параметрические методы. Это можно изобразить графически в виде следующей схемы:
Рисунок 1. Методы ценообразования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стоит отметить, что данные методы также разделяются на группы.
Ниже рассмотрим каждые из них:
1.Затратные методы включают в себя методы полных затрат, прямых расходов, предельных затрат, на основе анализа безубыточности, учета рентабельности вложений, надбавки к цене. 2.Рыночне методы ценообразования бывают с ориентацией на покупателя, которые классифицируются по методам расчета экономической ценности продукта, оценки максимальной цены, ориентации на спрос, анализа пределов, анализа пика прибылей и убытков. Также к рыночным методам относят методы расчета цены, ориентированной на конкуренцию. К ним можно отнести методы следования за ценами рынка, следования за ценами лидера рынка, определения цена на основе первичных цен, определения престижных цен, состязательный метод. 3.Параметрический метод ценообразования подразделяется на следующие методы удельных показателей, регрессивного анализа, агрегатный метод, балловый метод.
Таким образом, существует достаточно большое количество методов ценообразования. Это способствует разработке наиболее подходящей ценовой политики для конкретного субъекта хозяйствования.
Понятие политики ценообразования
Политика ценообразования – основной элемент маркетинговой деятельности субъекта хозяйствования.
Стоит отметить, что среди всех составляющих элементов маркетинга, цена имеет два преимущества:
1.Изменение цены осуществляется быстрее и легче, нежели разработка нового продукта или проведение event-события. 2.Ценовая политика, которая проводится субъектом хозяйствования, мгновенно сказывается на результатах его деятельности. Непродуманная и «сырая» ценовая политика может сказываться на динамике продаж и рентабельности деятельности субъекта хозяйствования.
Политика ценообразования субъекта хозяйствования – понятие разноплановое.
Любой субъект хозяйствования не просто устанавливает цены на свои товары, он создает систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент товаров, с учетом различий в затратах на их производство и сбыт для различных категорий покупателей, регионов, а также с учетом сезонности их потребления.
В современных условиях хозяйствования нужно обращать внимание на конкурентное окружение. Некоторые субъекты хозяйствования самостоятельно устанавливают и изменяют цены, но чаще просто реагируют на действия конкурентных субъектов хозяйствования. Для грамотного использования всех преимуществ рыночного ценообразования руководству нужно изучить сущность ценообразования, последовательность этапов разработки ее политики, условия и преимущества их применения.
Этапы разработки политики ценообразования
Ценообразование – довольно сложный и многоэтапный процесс, который можно представить следующими этапами, изображенными на рисунке:
Рисунок 2. Этапы ценообразования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ниже рассмотрим более подробно каждый этап разработки ценовой политики в субъектах хозяйствования.
Выбор цели. Начиная разработку ценовой политики, руководитель субъекта хозяйствования должен определить цели деятельности субъекта хозяйствования. Различают три цели политики ценообразования обеспечение продаж, обеспечение максимизации прибыли, обеспечение сохранения положения на рынке.
Определения спроса на выпускаемую продукцию. Спрос – основная категория рыночной экономики. Он также определяет цену на рынке продукции, распределяет сырье и готовую продукцию.
Оценка расходов на производство. При оценке расходов на производство товаров, которые субъект хозяйствования выпускает, нужно исходить из их сравнения со среднеотраслевыми расходами на подобные товары. Величина расходов на производство для субъекта хозяйствования – нижний предел цены. Ниже него деятельность субъекта хозяйствования не будет приносить прибыль, а будет убыточной. Верхний предел цены – рыночная цена, которая формируется под воздействием спроса и предложения, а также конкуренции.
Анализ цен и товаров конкурентных субъектов хозяйствования. В современных условиях рыночной экономики информация о ценах по определенным сделкам представляет собой коммерческую тайну. Изучение продуктов и цен конкурентных субъектов хозяйствования преследует цель выявления цен безразличия, т.е. цену, при которой потребителю будет безразлично чей продукт покупать. После определения цены безразличия, необходимо принять решение о преодолении данного безразличия пониженной ценой, повышением качества, условиями платежей или улучшением обслуживания.
Выбор методов ценообразования. Ниже будут рассмотрены самые распространенные методы ценообразования в субъектах хозяйствования. Себестоимость плюс прибыль. Для определения цены на продаваемые товары данным методом, к себестоимости необходимо прибавить процентную надбавку.
Себестоимость плюс прибыль и пооперационный учет. Проблемы, которые возникают с использованием предыдущего метода можно решит путем использования пооперационного учета.
Ценообразование на основе рыночных цен. Отпускные цены устанавливаются на основе анализа цен на подобную продукцию. Данные цены отражают реакцию рынка с учетом конкуренции.
Заключительный этап разработки политики ценообразования – установление окончательных цен. Выбрав один из методов ценообразования, нужно принять решение об определении конкретной цены. Тут необходимо учесть ряд следующих, таких аспектов, как психологическое воздействие, влияние маркетинговых методов, соблюдение начальных целей ценообразования, анализ возможной реакции на установленную цену.