Понятие ценообразования
Ценообразование представляет собой маркетинговую стратегию определения оптимальной цены на реализуемый товар.
Становление цен – является одним из главных элементов при построении экономики предприятия, так как от уровня цен прямо зависит прибыль предприятия.
Цена определяется множеством различных факторов, которые зависят от:
- вида продукции;
- рыночных характеристик;
- региональных особенностей продвижения товара;
- и т.д.
При определении цен на товары, предприятие должно учесть не только все особенности его производства и способа реализации, но и ряд других аспектов, которые могут возникнуть в процессе реализации. То есть, ценообразование производится на основании тщательного анализа влияющих факторов и планирования деятельности предприятия.
Основные элементы политики ценообразования
Политику ценообразования условно можно разделить на две основные составляющие.
- Ценовая стратегия состоит в действиях предприятия, которые направлены на долгосрочную перспективу в части планирования цен на товары. Такая стратегия должна стать частью общей стратегии развития предприятия для получения прибыли.
- Ценовая тактика предусматривает постоянный контроль цен на реализуемую продукцию, на которые влияют различные факторы и обеспечивать, тем самым – их гибкость.
При построении политики ценообразования – необходимо точно определить цель предприятия. То есть, если это захват наибольшей доли рынка, то необходимо определить в каком именно объеме должна быть доля. Если – это получение прибыли, то необходимо определить уровень такой прибыли в кратко- и долгосрочных периодах.
Политика ценообразования имеет две ключевые особенности, которые необходимо учитывать при ее разработке.
- Изменение цен на товары осуществляется быстрей и проще, чем внедрение нового товара или рекламного продвижения товара.
- Политика ценообразования мгновенно отражается на финансовых результатах компании. При неграмотном или не продуманном подходе к определению цен, предприятие может, как получить прибыль, так и понести убытки.
Создавая политику ценообразования, необходимо ориентироваться на следующие факторы деятельности предприятия.
- Издержки на производство и реализацию. Анализ их показателей и возможностей оптимизации.
- Качественные характеристики продукции.
- Наличие на рынке аналогичных товаров, или товаров-заменителей. В данном случае, проводится анализ цен конкурентов.
- Изучение спроса и предложения на рынке.
- Изучение покупательских способностей для приобретения реализуемого товара.
- Ориентир на репутацию торговой марки (бренда).
Этапы разработки политики ценообразования
Разработка политики ценообразования осуществляется в несколько последовательных этапов.
Определение целей ценообразования. В данном случае, такими целями могут быть:
- получение максимальной прибыли;
- завоевание большей доли рынка;
- создание привлекательности товара (имидж торговой марки);
- и т.д.
В зависимости от конечной цели определяются направления политики ценообразования:
- Анализ факторов, влияющих на ценообразование. На данном этапе, детально анализируются внутренние (издержки производства, структура сбыта и т.д.) и внешние (спрос и предложение на рынке, уровень конкуренции) факторы, которые прямо влияют на ценообразование.
- Выбор метода ценообразования. На данном этапе определяют, по какому методу, будет строиться ценообразование. Например по методу полных затрат, или по методу прямых затрат.
- Определение уровня цен. На данном этапе, на основании проведенного анализа, определяют планку цен на реализуемую продукцию. То есть, необходимо найти наименьшее значение допустимой цены и наибольшее. Учитывая нестабильность рынка и экономики в целом, такие уровни будут способствовать контролю цен, чтобы предприятие осталось безубыточным при наихудших условиях его деятельности.