Факторы ценообразования
Ценообразование является одним из важнейших инструментов в маркетинге предприятия, посредством которого определяется оптимальная цена на выпускаемую продукцию, обеспечивающая прибыльность предприятия.
Определение цены на продукцию зависит от множества факторов. Так, основными из них, являются:
- качественные характеристики продукции;
- анализ цен на аналогичную продукцию;
- уровень конкуренции на рынке данной продукции;
- себестоимость произведенной продукции.
Кроме указанных факторов, в каждом отдельном случае, на ценообразование могут влиять и другие факторы.
При определении цен на товар, компания не стремится продать товар по наиболее высокой цене для разового получения прибыли. Цена должна быть такой, чтобы завоевать как можно большую часть рынка и потребителей и при этом обеспечить постоянное получение прибыли.
Особенности ценообразования
Ценообразование на производимую продукцию прямо зависит от типа рынка, на который собирается выйти продавец.
-
Свободная конкуренция.
В условиях свободной конкуренции, особенности ценообразования заключаются в следующем.
Цены на продукцию, как правило, зависят от спроса и предложения, но такие цены довольно подвижны и реагируют на другие факторы. Причем, цена одного производителя не меняет рыночное равновесие, но ценообразование по отрасли в целом – существенно влияет на такое равновесие.
Отсутствие преград для внедрения на рынок стимулирует рост предложения и снижение спроса. Эластичность спроса и предложения являются стимулом для продавца устанавливать гибкие и чуткие к рыночным колебаниям цены.
Учитывая, что в условиях свободной конкуренции, необходима грамотная ценовая политика, где основной упор при ценообразовании ставят на сокращение (оптимизацию) издержек.
-
Монополистическая конкуренция.
В условиях монополистической конкуренции, когда конкуренция наблюдается между продавцами дифференцированной продукции и где возможно появление новых конкурентов – особенности ценообразования состоят в следующем.
Цена устанавливается, исходя из уникальности товара (отсутствие или небольшая доля аналогов на рынке).
Для определения цены необходима стратегия по изучению возможного спроса на товар и исходя из качественных характеристик товара. В данном случае необходима грамотная рекламная политика для товара, для определения оптимальной цены (соотношение: уникальность товара – спрос на товар).
При определении цен ориентируются, прежде всего, на реакцию потребителей, а не конкурентов.
Перекрестная эластичность спроса на аналогичный товар достаточно высока, однако ее показатель может быть снижен при грамотных приемах маркетинга.
-
Олигополия.
В условиях олигополии, когда наибольшая доля товаров выпускается несколькими крупными производителями, особенности ценообразования заключаются в следующем.
Определяя цену на товар, ориентируются на государственное регулирование.
Именно при данном типе рынка, продавец стремится согласовать и сблизить цены с конкурентами. Как правило, при согласовании цен, используют единую схему учета затрат, одинаковый прейскурант и т.д. Согласование при этом, должно иметь законный характер (картель).
-
Монополия.
В условиях монополии, когда на рынке состоит один производитель товара, аналогов которому нет, а вход на рынок для других продавцов ограничен, особенности ценообразования состоят в следующем.
Предприятие- производитель не зависит от цен на рынке и устанавливает их на свое усмотрение. Однако такие цены имеют ограничитель в виде покупательской способности и спроса на товар. Кроме того, производитель-монополист должен учитывать наличие товаров-заменителей на рынке (как полных, так и не полных).
Учитывая, что положение предприятий-монополистов на рынке – исключительное, на цены может оказывать влияние государственное регулирование.