Общие сведения о ценообразовании
Одним из ключевых вопросов рыночной экономики является вопрос о цене товаров или услуг.
Цена – это денежное выражение рыночной ценности товара.
Ценностью называют степень полезности товара для потребителя в данный момент времени и в данных условиях.
Если полезность для потребителя является довольно субъективным понятием, то рыночная стоимость продукта уже имеет более объективные показатели. Установление цены должно учитывать целый ряд обстоятельств. Когда речь идет о командно-административной системе и государственной собственности на средства производства, то единственным решающим фактором в установлении цены товара или услуги является государственная экономическая политика.
В условиях рынка ситуация несколько иная. Государство сохраняет некоторые рычаги влияния на уровень цен, но каждое предприятие имеет право устанавливать свои цены на товар или услуги.
Все процессы, направленные на установление цены на конкретный товар или услугу называются ценообразованием.
При формировании цены предприятие обязательно должно учитывать ряд важных моментов, таких как:
- особенности государственной экономической и социальной политики;
- издержки производства;
- наличие на рынке конкурентов и уровень цен на подобную продукцию;
- взаимодействие спроса и предложения на данный товар;
- временной фактор;
- возможности предприятия и его финансовое состояние.
Понятие олигополии
Олигополией называют такую рыночную структуру, в которой доминирующее положение занимает небольшое количество крупных фирм.
В экономической науке выделяют чистую олигополию и олигополию, производящую дифференцированную продукцию. Под чистой олигополией понимают олигополию, которая производит однородную продукцию. Доступ на олигополистический рынок очень ограничен. Барьерами могут служить нормативно-правовые акты или необходимость наличия большого начального капитала.
Характерными чертами олигополии являются:
- небольшое количество фирм в отрасли;
- контроль этими фирмами основной части рынка;
- сложности входа в отрасль из-за высоких барьеров;
- тесная взаимосвязь и взаимозависимость между предприятиями-олигополистами по вопросам цен и выпуска продукции;
- контроль цен и ограничений наиболее крупными фирмами-олигополистами.
Ценообразование в условиях олигополии
В условиях олигополии важную роль играет ценообразование. Так как все предприятия-олигополисты тесно связаны между собой как в вопросах выпуска продукции, так и в вопросах цены, то ценовая политика отдельной компании должна быть очень выверена. В условиях олигополии применяется несколько моделей ценообразования.
Если в условиях единства цен одно предприятие начинает изменять (например, снижать цены на определенную продукцию) свои цены, то другие фирмы могут последовать за ним. Происходит так называемая «гонка за лидером». Но если за лидером никто не последует, то он может понести убытки и будет вынужден вернуться к прежним ценам.
В условиях олигополии довольно часто возникают «ценовые войны». В этой ситуации в самом затруднительном положении оказываются небольшие компании, которые не могут выдержать конкуренции и могут разориться. Подобные ценовые войны приводят к вытеснению с олигополистического рынка небольших фирм и усилению небольшого количества фирм-гигантов.
Как правило, в условиях олигополии наблюдается стабильность цен на протяжении длительного времени. Ведь любое изменение предприятием цены в ту или иную сторону будет использовано конкурентами для получения дополнительной выгоды и привлечения к себе потребителей. Поэтому в условиях олигополии наблюдается низкая эластичность спроса, который может удовлетворяться за счет избыточных производственных мощностей предприятий-олигополистов. Цены меняются, как правило, только из-за резкого скачка цен на ресурсы или резкого изменения размера налогов.