Сущность и понятие ценообразования
Цена представляет собой довольно сложную экономическую категорию. На ней сосредотачиваются практически все финансово-экономические отношения. В первую очередь это относится к сфере производства и реализации продукции, а также к области накопления, перераспределения и использования денежных ресурсов. Иными словами, цена обуславливает абсолютно все товарно-денежные отношения.
Непосредственно ценообразование представляет собой процесс установления цен то товары, работы, услуги, подразделяющийся на ценовые системы.
Прежде чем установить тот или иной размер цены, необходимо рассмотреть перечень аспектов, влияющих на возможные варианты цен:
- Определить внешние факторы, способные влиять на стоимость продукта
- Выявить цель калькулирования стоимости продукта
- Определить метод образования цены
- Выработать стратегию ценообразования
Задачи ценообразования
У ценообразования есть конкретные цели, которые достигаются в процессе установки цен. Большинство задач ценообразования являются общими для любой современной страны, однако, они могут иметь различия в зависимости от того, на каком уровне развития находится экономика государства.
Итак, к основным задачам ценообразования принято относить:
- Покрытие производственных затрат и получение прибыли после реализации продукта в размере, достаточном для эффективного дальнейшего функционирования предприятия
- Установление взаимозаменяемости продуктов при установлении цен
- Решение отдельных социальных вопросов
- Учет экологической обстановки
- Разрешение внешнеполитических вопросов
Первые две из перечисленных задач решались еще задолго до становления современного общества на раннем этапе развития рынка. Тогда особенностью товарно-денежных отношений были горизонтальная связь среди производителей, посредников и потребителей.
Основные методы, применяемые при ценообразовании
Под методикой ценообразования понимается комплекс правил установления цены, которые отражают специфику отрасли, производства и продукта в целом.
Метод ценообразования – это конкретный способ установления цены на товар или услугу, который применяется в рамках действующей ценовой стратегии.
На современном этапе развития экономики цена является результатом сложившейся конъюнктуры рынка, а вовсе не нормативом, который установило государство. Применяемые сегодня методы ценообразования взаимосвязаны. Поэтому и объединены целой системой методов ценообразования.
Весь комплекс существующих методов установления цен можно сгруппировать в три категории:
-
Первая категория объединяет методы, которые ориентированы на учет производственных затрат. Отсюда и название – затратные методы. К Затратным методам ценообразования относятся:
- Метод полных издержек
- Метод прямых затрат
- Метод предельных издержек
- Метод, основанный на анализе безубыточности
- Метод, основанный на учете рентабельности вложений
- Метод надбавки к цене
-
Вторая категория включает в себя методы, которые направлены на контроль за конъюнктурой рынка. Такие методы называются рыночными, к ним относятся:
- Расчет экономической ценности товара
- Оценка максимально приемлемой цены
-
Третья категория методов ценообразования включает способы, основанные на учете затрат, произведенных при изготовлении единицы продукции. Называются такие методы параметрическими. К ним относятся:
- Метод учета удельных показателей
- Метод регрессионного анализа
- Агрегатный метод установления цены
- Балловый метод установления цены
Вообще, выбор конкретного метода установления цен зависит от положения компании на рынке среди конкурентов, ее стратегии развития. Возможности ценообразования во многом предопределяют и финансовую политику компании в целом. Цена – это объект конкуренции среди производителей. Её размер в большой степени определяет финансовые результаты деятельности предприятия.