Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лидерство в ценообразовании

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Лидерство в ценообразовании

Понятие лидерства в ценообразовании

Для большинства современных экономических систем характерно развитое антимонопольное законодательство, препятствующее заключению картельных соглашений, ориентированных на осуществление единой ценовой политики. При этом всегда существует возможность ценового сговора неявного и неформального типа. Особо подходящие условия для формирования такой рыночной ситуации создаются олигополией.

Замечание 1

Реализация завуалированного согласования цен осуществляется посредством установления лидерства в ценообразовании.

Лидерство в ценообразовании возможно при наличии в пределах определенного отраслевого рынка хозяйствующего субъекта, имеющего стратегические конкурентные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Причем конкурентные преимущества могут быть связаны с издержками или качеством товаров. Однако определяющим показателем все-таки является наличие контроля над существенной долей отраслевого рынка.

Замечание 2

Обретение лидерства в ценообразовании позволяет доминирующему хозяйствующему субъекту одновременно рассчитывать на получение более полной информации об этом рынке и выступать гарантом устойчивой цены посредством контроля большей части предложения на рынке.

Суть действия механизма лидерства в ценообразовании сводится к установлению рыночной цены на товар компанией-лидером рынка в зависимости от параметрических характеристик рынка и целей, стоящих перед компанией, и следованию другими компаниями, производящими аналогичный товар, за этой ценой, выступающей в качестве ориентира.

Определение 1

Лидерство в ценообразовании представляет собой вид рыночной ситуации, характерной для олигополистического рынка и выражающейся в том, что повышение или понижение цен, осуществляемое лидирующим хозяйствующим субъектом, получает поддержку со стороны всех или большего числа организаций, действующих на рынке.

Причем в данных условиях каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность без согласования с другими участниками рынка, просто следуя за лидером.

Порядок определение лидера в ценообразовании

Величина доли рынка зависит от того, какой способ измерения показателей выбран для ее определения. Количественные показатели объема реализации товаров и объема рынка измеряются:

  • с помощью натуральных показателей – в виде количества реализованных товаров;
  • с помощью денежного показателя – в виде стоимости реализованных товаров.

При невозможности получения данных об объеме реализации товаров конечным потребителям для оценки доли рынка и его объема используется информации об объемах поставки хозяйствующими субъектами продукции на конкретный рынок и общем объеме поставок на этот рынок.

Доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке признается та компания, которая в соответствии с проведенной оценкой занимает от 35 до 65 процентов емкости рынка.

Для доминирующей компании огромное значение имеет регулярный мониторинг рынка в отношении компаний-конкурентов, находящихся в определенных продуктовых и географических границах. В этом направлении проводится оценка следующих показателей:

  • во-первых, наличие и численность компаний-конкурентов, как в виде производителей, так и посредников, реализующих аналогичные товары;
  • во-вторых, производственные мощности компаний-конкурентов, их наличие и уровень загрузки при производстве товаров и его субститутов в сопоставлении с объемами поставок на конкретный рынок или его сегмент;
  • в-третьих, величина доли рынка, приходящейся на каждую компанию-конкурента, в сравнении с долей рынка, приходящейся на лидера;
  • в-четвертых, динамика во времени структуры рынка в части долей лидирующей компании и ее ближайших конкурентов;
  • в-пятых, показатели динамики рынка в целом;
  • в-шестых, прогнозируемые реакции компаний-конкурентов на поведение компании-лидера и наоборот.

Компании-конкуренты, под которыми понимаются те организации, которые производят или поставляют на рынок товары, аналогичные товарам, предлагаемым лидирующей на рынке организацией, оцениваются с точки зрения:

  • быстроты реакции, выражающейся в способности реагировать на действия компании-лидера в течение относительно короткого периода времени;
  • ощутимости такой реакции, выражающейся в наличии возможности выпуска товаров, сопоставимых с показателями компании-лидера;
  • способности применять антиконкуретные меры без значительных затрат.

При условии положительной оценки указанных параметров у компаний, составляющих конкурентное окружение, лидирующая на рынке компания находится под угрозой утраты своего лидирующего положения и, скорее всего, утратит его в конечном итоге.

В случае демонстрации лидером рынка антиконкурентного поведения компании-конкуренты, обладающие менее значимыми долями рынка, могут продемонстрировать ответную жесткую реакцию при соблюдении следующих условий:

  • наличие резервов в виде незагруженных производственных мощностей, сопоставимых с производственной мощностью компании-лидера рынка;
  • наличие возможности расширения производственных мощностей без существенных затрат;
  • наличие возможности перепрофилирования производственных мощностей, занятых на иных отраслевых рынках для производства конкурирующих товаров;
  • производственные мощности конкурентов достаточны для смещения лидера с его позиции.

Результатом такого поведения компаний конкурентного окружения станет утрата компанией, лидирующей на рынке, своей доли рынка, а значит и лидирующей позиции, частично или полностью.

Мониторинг проводится и в отношении потенциальных конкурентов посредством изучения следующих показателей:

  • факта наличия потенциальных компаний-конкурентов;
  • наличие и величина барьеров, ограничивающих вхождение в отрасль или на рынок;
  • величина потенциальных затрат на вхождение в отрасль или на рынок;
  • воздействие динамики изменений рынка на экономическое и финансовое положений компаний – потенциальных конкурентов.