Понятие и функции ценообразования
Ценообразование представляет собой процедуру формирования цены на определенный вид товара или услуги, который определяется в зависимости от совокупности различных условий.
Цена товара или услуги определяется с учетом таких конкретных условий:
- Структура и уровень сложности производственного процесса.
- Уровень спроса на конкретный товар.
- Уровень предложения (конкуренции и цен конкурентов).
- Характеристика товара по качеству и полезным свойствам.
- Особенности транспортировки и условий хранения (например, специальные условия, требующие дополнительных расходов).
- Прочие условия.
Так, анализируя все условия производства и реализации товара, специалисты определяют оптимальную цену на такой товар, которая бы выполняла две основные функции.
- Обеспечила прибыль для производителя.
- Удовлетворила покупательские способности потребителей.
Основные концепции ценообразования
Среди ученых-экономистов сформировались определенные концепции ценообразования, которыми пользуются при определении цен на предприятиях. На сегодняшний день можно назвать три основные концепции.
-
Концепция чистой (немодифицированной) стоимости. Данная концепция предполагает, что под влиянием законов общественного производства , цена на товар должна максимально соответствовать стоимости в ее чистом виде. По мнению сторонников данной концепции, если это правило не соблюдать, то неминуем существенный разрыв между ценой на товар и необходимыми затратами труда на его изготовление. А это, в свою очередь, приведет к дисбалансу в общественном производстве.
Данная концепция применима, исключительно к оптовым ценам и учитывает, что прибавочный продукт (торговая наценка) должен быть прямо пропорционален затратам на использование живого труда. То есть, так – определяется единая норма чистого дохода: соотношение чистого дохода общественного производства к фонду оплаты труда работников производства.
-
Концепция усредненной стоимости; Данная концепция предполагает, что торговая наценка учитывает не только живой труд, но и овеществленный. Так, чистый доход в цене продукта, должен быть прямо пропорционален его себестоимости. Норма чистого дохода вычисляется как соотношение прибыли от реализации товара к его полной себестоимости.
Цена на товар определяется произведением данного показателя на показатель себестоимости и суммированием с показателем себестоимости. Стоит отметить, что данная концепция является наиболее распространенной на производственных предприятиях.
-
Концепция цены производства. Данная концепция предполагает, что чистый доход в виде торговой наценки определяется прямо пропорционально удельному весу фондоемкости продукции. Положительным аргументом данной концепции является то, что она учитывает не только текущие затраты на производство, но и единовременные затраты.
Норма чистого дохода, в данном случае, определяется как соотношение прибыли от реализации к фондоемкости. А цена формируется как сумма себестоимости, удельного веса фондоемкости и показателя нормы чистого дохода.
Помимо данных концепций ценообразования, существуют и прочие концепции, которые применяются не так распространенно. Например, концепция замыкающих затрат, или концепция объективно обусловленных оценок.
Для каждого производителя существуют свои особенности для выбора той или иной концепции ценообразования. В некоторых случаях, необходимо изначально проанализировать расчеты по нескольким из них, чтобы определить наиболее оптимальную.