Понятие и сущность ценообразования
Современный мир преимущественно строится на рыночных хозяйственных отношениях. Они подразумевают наличие свобод и независимости действий экономических субъектов, формирование конкурентной борьбы между ними, а также индивидуальное стремление к максимизации собственной выгоды или доходов. Важно отметить, что вся совокупность взаимоотношений между экономическими агентами преимущественно реализуется в производственном хозяйственно секторе. Именно в процессе создания, распределения, сбыта и потребления экономических благ субъекты получают свою выгоду. Продавцы – прибыль или иной доход, покупатели – полезность, способную удовлетворить их текущие потребности. Взаиморасчеты между агентами происходят при помощи установления цен на продукцию или услуги. Процесс установления цены на благо называется ценообразованием.
Важно, чтобы цена на продукцию удовлетворяла желаниям обеих сторон сделки. При формировании цен на выпускаемые блага предпринимателю необходимо учитывать следующие контролируемые факторы:
- Внутренние цели компании, к которым могут относиться общая стратегия развития предприятия, текущая тактика поведения на рынке, а именно, максимизация прибыли, расширение доли рынка, выживание и так далее.
- Объемы затрат на производство продукции и ее последующую реализацию.
- Непроизводственные факторы, например, маркетинговая стратегия компании.
К неконтролируемым факторам относится макроэкономическая обстановка, а также текущее состояние рынка. Прежде всего, необходимо отслеживать рыночную конъюнктуру. Не менее важными параметрами являются эластичность цен и ценовая политика конкурентов. Важно так же оценивать и отслеживать любые изменения в конкурентоспособности самой компании и ее продукции, иметь четкое представление о жизненном цикле продукции.
Таким образом, установление цен является одним из инструментов достижения собственных целей в рамках рыночных отношений. Вышеперечисленные факторы позволяют сформировать такой подход к ценообразованию, который позволит быстро и своевременно вносить необходимые коррективы, а также отслеживать эффективность ценовой политики.
Связь между ценами и издержками
Одним из факторов, которые необходимо учитывать при установлении цен на продукцию, являются производственные издержки и издержки реализации. Первые обычно называются себестоимостью продукции, вторые включают в себя расходы на услуги посреднических и сбытовых организаций. Общее понятие производственных издержек включает в себя обе эти категории, являются базой, на которой формируется будущий перечень цен. К ним относят:
- Расходы на сырье и полуфабрикаты.
- Расходы на материально-техническое обеспечение процесса создания благ.
- Затраты на транспортировку.
- Расходы на выплату заработной платы сотрудникам и рабочим.
- Затраты на поддержание экологии и так далее.
Определение всей совокупности текущих издержек предприятия является одной из важнейших задач. Эффективность ценообразования в таком случае будет определяться оптимальностью оценки и учета всех возможных текущих и будущих расчетов. Предприниматель сможет увидеть минимальный уровень цен, по которым ему необходимо реализовывать продукцию с целью покрытия расходов.
Издержки на предприятии разделяются на две принципиальные группы – бухгалтерские и экономические. Первые можно группировать по статьям расходов. Вторые лежат в основе ценовой политики предприятия.
Существует еще один вид издержек, который возникает при взаимодействии с оптовыми посредниками и непосредственно с торговыми организациями. Сюда так же относят оплату труда, выплаты за аренду помещения, установку оборудования и техники, рекламные мероприятия, хранение готовой продукции и так далее. Обычно, расходы на этот вид услуг покрывается из скидок, либо надбавок.
Самая большая проблема заключается в точной оценке издержек. Большинство компаний производит широкий ассортимент продукции, а не только одно наименование товара, что вызывает сложности в установлении расходов на каждый вид продукции и все операции, связанные с их созданием.
Методы ценообразования, основанные на издержках
Каждая компания в зависимости от своих общих и частных целей придерживается определенного принципа ценообразования. При этом существуют различные методы выведения конечной цены на продукцию:
- Определение цены в зависимости от рыночного соотношения предложения и спроса.
- Формирование цен согласно ценовому поведению конкурентов.
- Ценообразование на основе издержек.
Первые два метода являются достаточно сложными, так как испытывают на себе большое влияние контролируемых и неконтролируемых факторов. Ценообразование на основе издержек до сих пор широко используется в практике многих компаний, так как предпринимателям намного проще оценить внутреннюю обстановку, нежели предсказывать поведение рынка. Стоит отметить, что такое ценообразование в последнее время является малоэффективным, хотя до сих пор широко используется в практической жизни.
Первый метод, основанный на расчете издержек, называется «средние издержки плюс прибыль». Для этих целей определяется себестоимость единицы продукции, а затем, к ней делается надбавка, включающая в себя будущую норму прибыли. Эта методика является наиболее популярной, так как предприниматели обладают достаточной информацией о собственных расходах, и ограниченной информацией о поведении спроса.
Еще один метод ценообразования на базе издержек связан с анализом безубыточности и обеспечением будущей прибыли. Для этого определяются все виды постоянных и переменных издержек, а далее строится график безубыточности. Он показывает, с какого периода времени предприятие сможет выйти на положительную прибыль. С этого момента компания сможет установить желаемую надбавку. Однако, важно помнить, что спрос может отказаться приобретать товар по установленной продавцом цене.