Цена, ценообразование, ошибки при расчетах цен
Основной целью любого хозяйствующего субъекта на рынке является получение максимальной прибыли при реализации своей продукции. Для стоимостного выражения целей предприятия используется цена, которая представляет собой денежную меру ценности произведенной продукции. Важным фактором, влияющим на цены производителя, выступает спрос конечных потребителей. Не всегда потребитель готов платить желаемую предпринимателем цену. То есть, цена на экономическое благо должна быть выгодной как продавцу, так и покупателю.
Для эффективной разработки цен на свою продукцию или услуги предприниматели используют механизмы ценообразования. Надо понимать, что нет универсальной системы расчета стоимости на продукцию для всех хозяйствующих субъектов. Даже у одного производителя цены на различные группы товаров могут варьироваться в зависимости от поставленных руководством целей.
Основные ошибки, с которыми могут сталкиваться при расчетах цен на продукцию предприниматели, могут быть следующими:
- ориентированность только на учет расходов при производстве;
- ценообразование без анализа динамики рыночных показателей;
- не включение в расчет маркетинговых показателей рынка;
- отсутствие гибкого ценообразования в зависимости от товарной группы, ниши, занимаемой на рынке и интереса покупателей.
Для эффективного функционирования на рынке предприниматель может использовать различные формы ценообразования для установления гибкой системы цен на свою продукцию или услуги.
Формы ценообразования
В зависимости от целей, стоящих перед руководством хозяйствующего субъекта, выбираются те или иные формы ценообразования. Формы ценообразования можно условно разделить на три больших группы:
- расчет расходов предприятия в процессе производства – затратный метод;
- ориентация на рыночную конъюнктуру;
- расчет цен на основе учета определенных параметров экономических показателей.
Форма расчета цен затратным методом включает в себя несколько видов расчетов:
- Учет всех расходов в процессе производства и отнесение их на единицу продукции. Такая форма ценообразования опасна для компаний, находящихся в условиях жесткой конкуренции на рынке. Подходит в основном для монополистов, которые не рискуют потерять рынок сбыта при увеличении цен. Минусом такого подхода является отсутствие возможности к оптимизации производства, так как система расчета является не прозрачной.
- Разбивка расходов предприятия на прямые и косвенные помогает более точно формировать цену на продукцию. Кроме того, позволяет выявить слабые звенья в цепочке производства и оптимизировать их.
- Ценообразование на основе учета переменных издержек, то есть ценообразование с учетом затрат на производство продукции в условиях рынка и прогнозируемых цен при ее реализации. Постоянные издержки относятся на прибыль и в цене товара не указываются, что позволяет проводить более гибкую ценовую политику, подстраиваясь под запросы рынка.
Формы ценообразования на основе учета определенных параметров экономики:
- Если продукция состоит из частей, то для предпринимателя выгоднее применять агрегатную форму ценообразования, где каждому элементу продукции устанавливается своя цена.
- Так же форма ценообразования учета различных параметров может быть основанна на бальной системе. Как правило, в таком случае применяется экспертная оценка определенных параметров для конкретных целей предприятия на рынке.
Важно отметить, что подобная форма ценообразования не учитывает всех факторов, поэтому зачастую используется с другими формами ценообразования. При этом такой подход позволяет целенаправленно решать задачи, стоящие перед руководством хозяйствующего субъекта.
Формы ценообразования, основанные на учете рыночных показателе для современного этапа развития экономики являются наиболее эффективными. Ценообразование с точки зрения полезности продукции для потребителя. Такой механизм разработки цен эффективен для хозяйствующих субъектов, производящих продукцию в условиях жесткой конкуренции, когда рынок насыщен похожими товарами.
Цена в таком случаем может быть рассчитана по формуле:
Цн= Эп $\cdot$ Кт+ Цб, где Цн – цена нового товара, Эп – экономический эффект потребителя, Кт – коэффициент старения, Цб – цена изделия, продававшегося ранее.
Если предприниматель хочет установить конкурентоспособную цену, то применяет формы ценообразования, ориентированных на конкурентов. Они основаны на следовании за ведущими производителями на рынке, либо соответствуют средней цене за единицу продукции в данной нише рынка, либо расчет проводится на опыте конкурентов.
Любому предпринимателю необходимо выбрать ту форму ценообразования, которая наиболее широко и точно опишет все процессы производства продукции или услуг, учтет запросы рынка и позволит эффективно действовать на выбранном сегменте рынка.