Мировой экономический рынок
Рынок представляет собой структуру взаимоотношений между экономическими субъектами в части совершения обмена экономическими благами. Производители реализуют свою продукцию или услуги потребителям. Обмен носит добровольный характер. Как правило, продукт или услуга обмениваются в соответствии с их ценой на денежные средства, либо на равные по ценности продукты или услуги. Независимость участников экономических отношений приводит к формированию конкуренции, что в свою очередь влияет на свободное ценообразование. Чем больше участников рынка, тем больше конкуренция. Функционально рынок является местом формирования здоровых экономических взаимоотношений между продавцом и потребителем, влияя своей конъюнктурой на повышение показателей качества продукции, стимулируя развитие технологий, а так же уравновешивая спрос и предложение в определенных сегментах.
Экономические рынки могут подразделяться по разным признакам. Например, по территории рынок может быть местным, региональным, национальным или мировым. Операции по экспорту экономических благ входят в сферу мировых экономических отношений.
Особенности мирового ценообразования
Мировая торговля представляет собой операции купли-продажи на международном рынке, которые производятся по ценам, установленным специально для этого уровня экономических отношений. Важно отметить, что как и на национальном товарном или финансовом рынках, на мировом рынке ценообразование основывается на учете издержек, только в данном случае за основу берутся средние показатели расходов на производство и сбыт в мировом масштабе. На мировые цены оказывают влияние следующие факторы:
- поставщики;
- соотношение спроса и предложения на определенные группы экономических благ;
- сезонность;
- место проведения сделки;
- условий продажи;
- особенностей международных контрактов.
Таким образом, мировыми ценами на определенные экономические блага признаются цены ведущих продавцов, выраженные в валюте. При выходе на международные рынки производители ориентируются на мировые цены на аналогичную продукцию. Понятно, что подобного вида торговля ведется большими партиями, и цены на поставки определяются контрактами. Продажа и покупка контрактов позволяет унифицировать цены на продукцию, при наличии огромного количества производителей и потребителей в мировых масштабах.
Экспортные цены, их виды
При экспортном ценообразовании обязательно указываются условия поставки товарных партий. Например, для мирового рынка используется понятие цены CIF и цены FOB:
- CIF – это состояние, когда сделка считается совершенной, при условии, что продукция доставлена на транспортное средство, и включает в себя стоимость продукции, фрахт, транспортировку и норму страхования.
- FOB показывает, что поставщик оплачивает погрузку на транспорт, доставку до транспорта, а так же таможенные сборы на экспорт. Покупатель оплачивает перевозку, страховку и разгрузку.
Указание вида цен, по которым производится расчет, является обязательным условием составления контрактов для международных торговых сделок. Выделяют следующие виды цен для таких операций:
- фиксированная цена на дату оформления контракта;
- фиксированная цена с возможностью изменения, которые прописываются в сопровождающих документах;
- цена с отложенной фиксацией (применяется для рынков с меняющимися показателями);
- цена скользящая (применяется для сложного оборудования и подрядных работах);
- смешанные цены (часть цены является фиксированной, а часть изменяемой).
При ценообразовании на экспортную продукцию учитывают следующие факторы:
- расходы на производство продукции;
- непроизводственные расходы;
- спрос на международном рынке на данную продукцию;
- государственное регулирование в части формирования таможенных пошлин и налогов.