Понятие ценообразования
Ключевым вопросом современной рыночной экономики является вопрос установления цены на товар. В первую очередь цена товара должна соответствовать его ценности для потребителя.
Ценностью товара или услуги является степень их полезности для потребителя.
Но это довольно субъективный подход. Боле правильным является учет рыночной ситуации (уровень спроса и предложения на данный товар).
Ценой называется рыночная стоимость продукта, выраженная в денежном эквиваленте.
Вопрос установления цены имеет несколько вариантов решения.
Совокупность процессов установления цены на конкретный продукт называется ценообразованием.
Выбор методов ценообразования носит название ценовой политики.
Формирование цены имеет несколько целей и подходов, так как уровень цен влияет как на многочисленные компоненты хозяйственного комплекса, так и на общественную жизнь государства. Поэтому в процессе ценообразования учитываются такие обстоятельства, как:
- издержки производства;
- финансовое состояние предприятия;
- цели предприятия и его положение на рынке;
- состояние рынка (наличие конкуренции, взаимодействие спроса и предложения);
- экономическая политика государства.
Поэтому возможно применение различных вариантов политики ценообразования:
- политика учета себестоимости;
- политика высоких цен;
- политика «проникновения на рынок»;
- политика рыночной сегментации;
- психологическое ценообразование и пр.
Сущность понятия динамического ценообразования
Одним из методов формирования цен является динамическое ценообразование.
Динамическим ценообразованием называется практика, основанная на гибких ценах и рыночном спросе.
Данный способ формирования цены нашел широкое применение в интернет-магазинах. Его суть заключается в том, что цена товара формируется с учетом:
- цен на аналогичный товар у конкурентов;
- временного фактора (дня недели, времени суток, сезона);
- показателя продаж товаров.
Внедрение методики динамического ценообразования позволяет увеличить прибыль и оборот интернет-магазинов за счет автоматизации самого процесса принятия решения об изменении цены.
Процесс автоматического изменения цены товара в зависимости от изменения различных факторов называется динамической переоценкой.
Преимущества динамического ценообразования
Положительные стороны динамического ценообразования заключаются в оперативности реагирования на изменения рыночной ситуации. Менеджер имеет возможность своевременно отреагировать на самые незначительные изменения на рынке путем переоценки товаров, продуктовых групп и категорий. Данный процесс осуществляется в соответствии с целями и стратегией предприятия (фирмы, интернет-магазина).
Если рассмотреть применение динамического ценообразования в транспортной сфере, то здесь главным принципом будет: «Чем выше спрос и меньше осталось мест, тем выше цена билета». Величина цены проезда (провоза) зависит от:
- длинны маршрута и его популярности;
- временного фактора (сезона и дней недели – будни и выходные);
- времен до отправления;
- категории транспорта (фирменный, повышенной комфортности или обычный);
- количества оставшихся свободных мест;
- политики скидок на определенные места;
- рекламных акций.
Сочетание различных форм ценообразования позволяет снизить затраты в определенные периоды и привлечь потребителей (пассажиров). В целом применение системы гибких тарифов и цен дает возможность как производителям, так и потребителям более рационально использовать свои средства при использовании тез или иных услуг (скидки для пенсионеров или детей в определенные дни, расширение рынка сбыта продукции).