Составные элементы ценовой политики
Ценовая политика – это концепция формирования и использования системы цен на продукцию предприятия, которая направлена на достижение общих целей организации.
Ценовая политика является особой областью финансовых отношений, которые возникают у организации с покупателями и поставщиками. Следовательно, ценовую политику предприятия условно можно представить в виде несколько частей:
- Элемент ценовой политики, характеризующий финансовые взаимоотношения с покупателями относительно цен на реализацию продукции.
- Элемент ценовой политики, отражающий финансовые взаимоотношения с поставщиками в части цен на закупаемые и потребляемые ресурсы.
Составные элементы ценовой политики тесно взаимосвязаны, однако в процессе разработке ценовой политики первичными все-таки являются отношения с различными категориями покупателей.
Причина заключается в том, что условия и специфика рынка, конкурентная среда заставляют предприятия аргументировать ценовую политику в части производимой и реализуемой им продукции. Только после этого может быть обоснован и тот элемент ценовой политики, который отражает отношения с различными поставщиками. Этот подход, в первую очередь, направлен на сокращение расходов предприятия через снижение удельных расходов данных ресурсов на единицу продукции.
Процесс разработки и реализации ценовой политики
Разработка и реализация ценовой политики современного предприятия представляет собой последовательность ряда этапов:
- Определение долгосрочных и краткосрочных целей ценовой политики.
- Анализ спроса, исследование законов формирования спроса на производимую продукцию с помощью различных инструментов: кривые спроса и предложения, коэффициенты ценовой эластичности и пр.
- Оценка уровня издержек. Производственные издержки – это нижняя граница цены, которая определяет возможности предприятия в части изменения цен из-за конкуренции. Цены не могут опускаться ниже конкретной границы, которая отражает издержки и достаточный для компании уровень прибыли, иначе производство - экономически невыгодно.
- Анализ ценовой политики основных конкурентов. Уровень устанавливаемых цен должен быть сопоставимым по отношению к ценам и качеству аналогичных товаров.
Долгосрочные и краткосрочные цели ценовой политики
Долгосрочными целями ценовой политики можно назвать:
- обеспечение выживаемости, выступающее главной целью предприятий, которые осуществляют деятельность в условиях конкуренции, когда рынок представлен множеством производителей аналогичной продукции;
- максимизация текущей прибыли – для реализации этой цели предприятие оценивает спрос и издержки применительно к различным ценовым уровням выбирает цену, обеспечивающую максимальное покрытие затрат.
- удержание текущего рыночного положения или подходящих условий для деятельности, для чего должны быть предприняты различные меры для предотвращения спадов сбыта и усиления конкурентной борьбы.
Вышеперечисленные цели ценовой политики, как правило, относятся к долгосрочным, рассчитанным на продолжительное время. Помимо долгосрочных целей ценовой политики предприятия могут формулировать и краткосрочные цели.
К краткосрочным целям ценовой политики относится:
- стабилизация ситуации на рынке;
- снижение воздействия изменения цен на уровень спроса;
- сохранение текущего лидерства по ценам;
- ограничение возможной конкуренции;
- повышение имиджа продукта или предприятия;
- стимулирование сбыта товаров, занимающих слабые рыночные позиции.