Ценовые стратегии – это часть единой стратегии развития современного предприятия.
Ценовая стратегия – это обоснование выбора цены из нескольких возможных вариантов, направленное на получение максимальной прибыли для предприятия в планируемый период.
Для современной практики ценообразования характерно наличие множества стратегий ценовой политики. Рассмотрим основные из них.
Стратегия высоких цен
Целью стратегии высоких цен является получение большой прибыли посредством «снятия сливок» с покупателей, готовы платить за приобретаемый продукт цену, выше нормальной цены рынка. Использование данной стратегии уместно тогда, когда фирма знает о наличии круга покупателей, предъявляющий потенциальный спрос на дорогой продукт.
Стратегия высоких цен применима:
- Для нового, впервые появляющегося на рынке товара, защищенного патентом, и не имеющего аналогов (товара, который находится на начальном этапе «жизненного цикла»).
- К товару, ориентированного на состоятельного покупателя, заинтересованного в качестве, уникальности товара.
- К новому товару, по которому для фирмы нет массового сбыта на долгосрочную перспективу.
Ценовая политика в период высокой цены направлена на максимизацию прибыли до тех пор, пока на рынке реализуемых товаров не появилась конкуренция.
Кроме того, стратегию высоких цен могут использовать фирмы для апробации собственного товара и его цены.
Нейтральное ценообразование
Данную стратегию можно применять на каждой стадии жизненного цикла, кроме стадии упадка.
Стратегия нейтрального ценообразования используется большинством фирм, которые рассматривают получение прибыли качестве долгосрочной политики.
Большинство фирм такую стратегию считают самой справедливой, так как она позволяет исключить «ценовые войны», не приводит к усилению конкуренции, не дает возможности фирмам нажиться за счет покупателей, а также дает справедливый доход на вложенный капитал.
Стратегия низких цен
Стратегию низких цен можно применять на любой стадии жизненного цикла, однако наиболее эффективна она для ситуации высокой эластичности спроса. Стратегия низких цен уместна в случаях:
- для проникновения на рынок, расширения доли рынка своей продукции (вытеснение или недопущение);
- для дозагрузки имеющихся производственных мощностей;
- чтобы избежать банкротства.
Целью применения стратегии низких цен является получение долговременной, а не «быстрой» прибыли.
Прочие стратегии ценовой политики
Стратегия целевых цен подразумевает, что независимо от изменения цен, объем продаж и уровень прибыли должны быть постоянным, то есть прибыль становится целевой величиной. Такую стратегию применяют, как правило, крупные корпорации.
Стратегия льготных цен направлена на рост объема продаж для товара, находящегося в конце своего жизненного цикла, и подразумевает применение разных скидок.
При использовании стратегии «связанного» ценообразования установление цены ориентировано на цену потребления, которая представляет собой сумму цены товара и издержек на его эксплуатацию.
Стратегия «следования за лидером» подразумевает учет ценовой политики лидера рынка при установлении цены на собственный товар.
Чем меньше отличается новое изделие компании от предлагаемых на рынке продуктов, тем ближе уровень цены на новый товар к цене, устанавливаемой лидером рынка или отрасли.
Есть и иные условия, которые определяют необходимость применения стратегии следования за лидером. Например, если предприятие является сравнительно небольшим (по рыночной доле или объему продаж конкретного вида продукции) производителем, то для него целесообразно устанавливать цену аналогично ценам на изделия лидеров отрасли. Иначе крупный производитель вынужден будет объявить «ценовую войну» и вытеснить предприятие-аутсайдера с занимаемого им рынка.