Ценовая политика предприятия – это основной элемент финансово – хозяйственной деятельности компании, позволяющая обеспечить адаптацию фирмы к быстро и бесконечно меняющимся условиям рынка.
Современный рынок позволяет всем предприятиям торговли вести самостоятельную хозяйственную деятельность и определять собственную ценовую политику, осуществление контроля со стороны государства в этом случае сведено к минимуму.
Ценовая политика важна на этапе становления и развития предприятия, в частности конкурентных фирм отечественных и зарубежных, в вопросах выхода на международный рынок и т.д.
Принципы ценовой политики
Ценовая политика формируется на основании нескольких важнейших принципов:
- Ценовая политика фирмы и всеобщего менеджмента должна иметь общее начало и тенденции, цели, связанные с товарооборотом компании и рынка должны совпадать либо частично, либо всецело, что позволит развиваться фирме в дальнейшем;
- Ценовая политика предприятия должна тесно быть взаимосвязана с рынком потребителей, отвечать их запросам и меняющимся тенденциям, учитывая все особенности и характеристики товарной ниши;
- Ценовая политика фирмы должна быть привязана к основным характеристикам товарной политики, таким как: тип товара, место положение бизнеса, уровень платежеспособности предприятия, целевая аудитория, уровень распространения товара, за счет этих параметров и формируется грамотная и успешная ценовая политика;
- Ценовая политика предприятия должна быть неразрывно связана с такими взаимодополняющими факторами как уровень торговой надбавки и уровень торгового обслуживания, только правильный баланс между двумя этими показателями позволит эффективно использовать цену, как инструмент управления;
- Ценовая политика компании должна быть активной. Активность данной политик проявляется в рамках самостоятельности ее формирования и установления, поиске современных способов установления розничных и оптовых цен на товарный ассортимент, дифференцирование товаров компании, а также необходимо активно позиционировать цены на товар в кругу потенциальных покупателей компании;
- Ценовая политика компании должна носить динамичный характер, что означает максимально быстрое и оперативное реагирование на все изменяющиеся условия внутренней и внешней среды предприятия. Это позволит в максимально сжатые сроки отреагировать на изменения и установить новые цели и задачи ценообразования, что приведет к поддержанию конкурентоспособности на рынке.
Основные этапы ценовой политики
Опираясь на основные принципы, ценовая политика формируется в рамках основных этапов:
- Формирование и определение целей ценовой политики, которые отвечают стратегии развития предприятия;
- Анализ и определение уровня торговой надбавки, что важно с целью выявления порога минимума, ниже которого опустить цену компания уже не может;
- Дифференцирование цен, это необходимо для того, чтобы предлагать товар разного ценового уровня для разных групп потребителей;
- Разнообразие целей ценовой политики для различных товарных групп предприятия;
- Определить формулу расчета торговой надбавки в зависимости от товарной группы и ее ассортимента;
- Система корректировки ценовой политики в рамках торговых надбавок на товарные группы. Корректировки необходимо проводить по ходу внедрения и реализации ценовой политики с учетом изменяющихся условий рынка.
Таким образом, основные принципы ценовой политики позволяют сформировать всю систему ценообразования правильным образом, для достижения максимальных результатов в области продаж, и сбыта продукции.