Особенности ценовой политики
Любой хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность в условиях рыночных отношений, преследует цель извлечения прибыли. Процесс производства тесно взаимосвязан с разработкой цены на продукцию или услуги предприятия. Надо отметить, что в экономические цели хозяйствующего субъекта входит установление такой цены, которая даст максимальную рентабельность деятельности. При этом потребитель имеет свое понимание ценности предлагаемой продукции или услуг, и не всегда готов платить установленную производителем цену. Таким образом, ценообразование в рыночных отношения должно сохранять баланс между целями производителя и потребителя.
Для эффективного ценообразования в постоянно изменяющейся среде предпринимателями разрабатывается ценовая политика, где:
- Цена выражает ценность произведенного экономического блага или услуги в денежных единицах.
- Ценообразование является механизмом формирования цен на экономическое благо.
- Ценовая политика – это комплекс мероприятий по разработке цен на продукцию или услуги хозяйствующего субъекта, отвечающих целям, поставленным руководством компании на определенный период времени.
Этапы ценовой политики
-
Формирование целей хозяйственной деятельности.
Для разработки эффективного ценообразования предпринимателю необходимо определиться с целями, которые необходимо решить в долгосрочной и краткосрочной перспективе. К таким целям можно отнести:
- увеличение объема продаж;
- занятие лидирующих позиций в выбранном сегменте рынка;
- позиционирование продукции по принципу высокого качества;
- захват новых сегментов рынка;
- увеличение охвата рынка;
- сохранение возможности функционирования хозяйствующего субъекта в кризисных условиях.
Таким образом, определив цели ценообразования, предприниматель имеет возможность разработать стратегию и тактику своей ценовой политики.
-
Анализ внутрихозяйственной деятельности.
Для решения поставленных стратегических целей предпринимателю необходимо оценить возможности своего производства, например:
- производственные мощности;
- расходы на заработную плату;
- эффективность использования труда в хозяйственной деятельности;
- затраты на покупку сырья, полуфабрикатов, на оплату жилищно-коммунальных услуг в процессе производства;
- эффективность сбытовых каналов;
- логистика производственных потоков;
- эффективность маркетинговых стратегий и затраты на их разработку и т.д.
-
Изучение конкурентов.
В настоящее время производитель, если он не монополист, сталкивается с конкуренцией в той или иной сфере бизнеса. Для эффективной разработки ценовой политики важно проводить анализ деятельности конкурентов в этой сфере. Можно даже использовать опыт фирм той же ниши, для ликвидации своих слабых мест и прогноза эффективности применения тех или иных методов ценообразования.
-
Методы ценообразования можно разделить на три большие группы:
- затратные методы (производится учет всех связанных с производством расходов и закладывается прибыль на единицу продукции);
- методы, основанные на изучении рыночного спроса (помимо расходов на производство и определения прибыли на текущий период, большое внимание уделяется прогнозированию потребительского спроса);
- методы, основанные на анализе ценовой политики конкурентов (предпринимателем может быть перенята эффективная модель, либо могут быть учтены ошибки других предпринимателей в разработке ценообразования на определенных сегментах рынка).
-
Анализ факторов, влияющих на формирование цен.
Сюда можно отнести целый комплекс факторов, которые в процессе производства могут влиять на эффективность ценовой политики:
- изменения в расходах на производство;
- усложнение технологических процессов;
- внедрение новых технологий;
- появление вертикальных конкурентов;
- изменение спроса в части престижности, моды;
- психологические факторы (например, в период кризиса люди склонны к экономии);
- изменения экономических показателей рынка;
- политические, международные, законодательные изменения и т.д.
-
Формирование денежной меры оценки производимого экономического блага.
На данном этапе необходимо провести дополнительный анализ поведения потребителей. Определить решает ли цена задачи предпринимателя и в то же время, является ли она интересной потребителю. Необходимо, провести мероприятия по установлению обратной связи с покупателем.