Принципы функционирования предприятия на рынке
Главная цель функционирования предприятия на экономическом рынке – это извлечение максимально возможной прибыли в условиях, существующих в определенный период времени. В современных условиях, предпринимателям приходится так же ориентироваться на покупательский спрос, на потребности рынка, на уровень своих конкурентных преимуществ для сохранения эффективности функционирования в условиях насыщенного предложения. Установление цены на свою продукцию является одним из инструментов регулирования деятельности хозяйствующего субъекта.
Цена – это выраженная в денежных единицах ценность произведенного экономического блага.
Ценообразование представляет собой механизм создания цен на произведенную продукцию.
Существует два принципиальных подхода к формированию цен: 1. плановый подход основан на учете затрат производства. 1. рыночный подход ориентирован не только на расчет производственных затрат, но и на учет конъюнктуры экономических показателей, анализ деятельности конкурентов в данном сегменте рынка и контроль параметров спроса потребителей на продукцию или услугу.
Как видно, плановый подход считается устаревшим, однако, может применятся в предприятиях стратегического значения, а так же в областях, где действуют монополии, так как покупатель будет приобретать продукцию по предложенным ценам, не имея выбора.
Определение ценовой политики
Ценовая политика предприятия представляет собой комплекс мероприятий, формирующих цены на продукцию или услуги предприятия, в зависимости от целей, преследуемых руководством компании в конкретный период времени.
Предприниматель в деятельности своего хозяйствующего субъекта может преследовать следующие цели:
- увеличение охвата рынка;
- введение нового продукта, в условиях конкурентной среды;
- обеспечение жизнедеятельности предприятия в кризисных условиях;
- извлечение максимально возможной прибыли в период времени;
- увеличение объемов продаж;
- занятие своей ниши на рынке в сфере «качества продукции», «лидера на рынке» и т.д.
Таким образом, можно говорить о двух принципиальных основах ценовой политики – стратегии и тактике, где стратегия определяет долгосрочные цели компании на рынке, а тактика представляет собой комплекс мер, направленных на решение краткосрочных задач.
Важно отметить, что комплекс ценообразования, утвержденный руководством хозяйствующего субъекта, должен обладать гибкостью, что позволит вносить быстрые корректировки для устранения недочетов, проблемных ситуации и повышения эффективности ценообразовательных мероприятий.
Формирование ценовой политики предприятия. Анализ ценообразования
При разработке комплекса формирования цен на продукцию, необходимо проанализировать и учесть следующие факторы производства и сбыта продукции или услуг:
- расчет затрат на производство и доведение продукции до потребителя;
- анализ влияния изменения цен на увеличение или уменьшение спроса;
- деятельность конкурентов в сфере ценообразования;
- расчет минимально возможной цены на продукцию, ниже которой нельзя опускаться (так же позволит рассчитать возможность предоставления ценовых бонусов без потерь для производителя);
- анализ ценовых предпочтений потребителя;
- разработка маркетинговых мероприятий по повышению ценности продукции в глазах потребителя.
Между тем, очень важно проводить постоянный контроль этапов ценовой политики для гибкого реагирования на изменения рынка с учетом поставленных целей компании. Необходимо анализировать следующие основные параметры:
- внутренние и внешние факторы, влияющие на ценообразование;
- потребительский спрос на продукцию или услуги собственного производства и производства конкурентов;
- взаимосвязь между затратами на производство, качеством продукции и ценой;
- пороговые значения цен на продукцию, которые дадут минимально и максимально возможную прибыль в период времени;
- соответствие разработанной цены, поставленным руководством целям.
Ценовая политика должна разрабатываться индивидуально каждым предпринимателем с учетом специфики своего производства и стратегических целей компании на рынке. Важно проводить гибкую ценообразующую политику для сохранения ее эффективности. Профессионально разработанная система ценообразования позволит предприятию достигать поставленных целей в минимальные сроки и оптимизировать свою деятельность согласно ценовым планам компании.