Цели ценовой политики современного предприятия, как правило, сводятся к следующим:
- Удержать предприятие на плаву
- Кратковременно максимизировать прибыль и увеличить рентабельность
- Максимизировать продажи товара на краткосрочную перспективу
- Получить лидирующую позицию на рынке
- Использовать стратегию «снятия сливок» с рынка с помощью завышенных цен.
Удержание предприятия на рынке
Удержание предприятия на рынке, обычно, является целью на ближайшую перспективу. В условиях высокой конкуренции, организации могут вынужденно понижать уровень цен на собственную продукцию, чтобы освободиться от складских запасов. В подобных условиях прибыльности предприятия отводится одно из последних мест. В этих условиях предприятие может функционировать до тех пор, пока установленный уровень цены не может покрыть все расходы бизнес-единицы.
Увеличение рентабельности и кратковременная максимизация прибыли
Постановка цени, связанной с увеличением рентабельности и кратковременной максимизацией прибыли, обосновывает краткосрочная ценовая политика компании.
Осуществление цели предельного наращивания прибыли подразумевает, что организация исключительно ориентируется на краткосрочный результат, не уделяя внимания перспективам продвижения в условиях рынка.
Кроме того, не принимаются во внимание возможная неблагоприятная реакция конкурентов или действия государственных органов власти в части регулирования хозяйственной деятельности.
Максимизация продаж товара в краткосрочной перспективе
В случае постановки данной цели, бизнес ориентируется на то, что при повышении объемов продаж продукции снижаются издержки на единицу товара, а, следовательно, повысится прибыльность. Если принимать во внимание ответную реакцию рынка, руководство предприятия может зафиксировать цену на минимально возможном уровне. На краткосрочную перспективу подобная мера может расширить границы сбыта.
Следует учитывать, что ценовая политика предприятия, целью которой является минимизация цен, становится обоснованной тогда, когда рынок существенно реагирует на цену, и рост объемов производства приводит к понижению себестоимости производства. Такую ценовую политику компании всегда сопровождает высокий риск начала ценовой войны с конкурентами.
Получение на рынке лидирующей позиции
Цель получить лидирующую позицию на рынке, как правило, ставят перед собой крупные организации. Подобная ценовая политика отражает лидерство на рынке в области определения показателей цены. Например, на собственные инновации производства компании могут заведомо устанавливать высокие цены, будучи уверенными в том, что инновационный продукт обладает весовыми преимуществами по отношению к конкурентным продуктам.
Желание получить лидерство на рынке заставляет компании работать над повышением качественных характеристик своих товаров.
После длительного занятия лидирующих позиций и при сохранении благоприятного имиджа, фирма может уверенно повышать цены на свой продукт по сравнению с ценой конкурентов, чтобы компенсировать повысившиеся издержки. В подобной ситуации фирма укрепляет свой имидж как надежного производителя, который гарантирует производство товаров высокого качества.
«Снятие сливок» с рынка через завышение цен
Ценовая политика «снятия сливок» применяется, когда фирма выпускает на рынок абсолютно новый продукт, который по техническим и качественным характеристикам отличается от товаров конкурентов.
Приобретение такой новинки позволяет некоторым клиентам снизить расходы, поскольку на абсолютно новом уровне удовлетворяются их собственные нужды. В такой ситуации компания-производитель максимально наращивает прибыль до тех пор, пока товар-конкурент не появится на рынке.