Ценообразование в рыночной экономике
Современные национальные экономические системы строятся преимущественно на принципах рыночных отношений. В их основе лежит свобода хозяйствующих субъектов, конкурентная борьба между ними, а также стремление каждого из экономических агентов к личной выгоде. Большая часть взаимодействия между субъектами происходит относительно создания, распределения, сбыта и конечного потребления продукции и услуг. Обмен производится на взаимовыгодных началах с использованием финансовых расчетов. При этом покупатель получает выгоду в виде полезности, а производитель – в виде финансового дохода. Индикатором взаиморасчетов является цена.
Процесс формирования цен на создаваемые блага производителем называется ценообразованием. При этом предприниматель может ориентироваться на следующие показатели рынка:
- Соотношение предложения и спроса, их влияния на установление общей рыночной цены.
- Поведение конкурентов, их ценовая политика.
- Учет собственных издержек.
Установление цен на продукцию или услуги путем расчета собственных издержек и использование надбавки для получения прибыли, является наиболее популярным способом ценообразования. Связано это с тем, что предприниматель обладает наиболее полной информацией о состоянии собственных дел. Анализировать и применять знания о рыночной конъюнктуре или конкурентах достаточно сложно, так как информация будет неполной.
При формировании цен так же важно учить перечень факторов, способных оказать влияние на эффективность ценообразования. Например, внутренняя политика компании, ее стратегия и тактика, финансовые и инвестиционные возможности, уровень конкурентоспособности и так далее относятся к контролируемым внутренним факторам предприятия. Существуют так же внешние факторы, которые сложно спрогнозировать, но необходимо учитывать. Здесь выделяют социальные, политические и экономические изменения в обществе, а также психологические ожидания потребителей и потребительские свойства продукции.
Таким образом, ценообразование выступает инструментом реализации собственных потребностей и получения дохода.
Определение и функции общественного питания
Экономика строится на разделении труда, которое влияет на формирование отдельных производственных областей. Они делятся по виду создаваемого блага на:
- Производственную сферу и сферу услуг.
- Сферу обращения.
- Потребление созданных благ.
В экономической теории под сферой деятельности понимается группа однородных отраслей экономики. Существуют материальные и нематериальные блага. К первым относят товары, ресурсы, различного рода средства, которые можно использовать в повседневном быту. Ко вторым относят особо вида товары, не имеющие материальной формы, которые создаются, реализуются и потребляются единовременно.
Общественное питание является частью сферы услуг. Оно подразумевает предоставление обслуживания, с целью проведения досуга и удовлетворения потребностей населения в питании. В России данная сфера нормируется государственным стандартом качества.
Плановая экономика СССР определяла общественное питание, как часть материального производства, что было неверным. Сейчас оно относится сразу к материальному производству и сфере обращения, так как конечное благо общественного питания реализуется в момент получения услуги покупателем.
Целью общественного питания является предоставление потребителю возможности перехода от домашней готовки к организованному общественному питанию. То есть, оно выполняет роль средства поддержания работников и восполнения их затраченной на рабочий процесс энергии. Так же оно направлено на поддержание высокого уровня жизнедеятельности домашних хозяйств, обеспечения их активности и самореализации.
Ценообразование в сфере питания
Ценообразование в общественном питании имеет свою специфику. Стоит отметить, что сами цены имеют розничный характер. Однако, предприятия в сфере питания обеспечивают услугу практически единовременно с созданием и реализацией готового продукта. Вся совокупность расходов включает в себя производственные издержки, издержки сферы обращения и конечные продажи.
Производственные издержки не включают в себя цену сырья, идущего на создание питания. Сюда относят лишь затраты предприятия на оплату труда, а также материально-техническое обеспечение самого процесса создания еды. К издержкам обращения относят все процессы, связанные с доведением продукта до потребителя. Здесь так же отмечается зарплата обслуживающего персонала, амортизационные отчисления за оборудование и так далее. Еще одна статья издержек – издержки потребления. К ним относят все мероприятия по организации питания, а также оплату труда персонала, обслуживающего процессы доведения продукта до конечного потребителя и обеспечивающего соответствующий уровень сервиса.
На практике достаточно сложно разграничить издержки. Часто для расчета цены их суммируют, а также планируют общий валовый доход, который может выражаться формулой:
Валовый доход = производственные издержки + прибыль + сборы на формирование целевых фондов
Отдельный интерес в питании представляют торговые надбавки. Они зависят от расходов, объемов потребления и скорости обращения. Сюда же относят особенности качества предоставляемых услуг, их специфики и уровня сервиса. Все предприятия питания принято делить на пять категорий. К самым дорогим относятся рестораны класса люкс, далее идут рестораны, кафе и другие предприятия с меньшим объемом производства. Предприятия первой, второй и третьей категории различаются по уровню предоставляемого сервиса и местоположению.
Максимальные наценки устанавливаются на сервис и питание, предоставляемое первыми двумя категориями. Сама цена продажи на продукцию собственного изготовления формируется следующим образом:
Цена продажи = отпускная цена без НДС + торговая надбавка + налог на добавленную стоимость
Если на предприятии реализуется заранее купленная готовая пищевая или алкогольная продукция, то при установлении цены реализации так же учитывается наценка и налог на услуги.