Общие сведения о формировании цен на продукцию в международной торговле
Определение цен на товары, работы, услуги, предлагаемые к продаже на мировом рынке, существенно отличается от ценообразования на внутреннем рынке. Цены, которые указываются в контрактах, заключаемых на экспорт-импорт продукции, базируются на мировых ценах. Поэтому участникам внешнеэкономической деятельности, число которых в настоящее время постоянно увеличивается, необходимо хорошо разбираться в функционировании системы цен в международной торговле, чтобы наиболее рациональным способом определить цену своей сделки.
Отсутствие представления о реальном уровне цен на мировых рынках может привести к возникновению у предприятий и предпринимателей либо финансовых убытков (если продукция приобретается по цене, выше среднемировой), либо к обвинению их в недобросовестной конкуренции, в демпинге (если продукция реализуется по цене, ниже среднемировой). В любом случае хозяйствующий субъект понесёт репутационные потери, в его отношении сформируется соответствующий имидж на мировом рынке.
Определение мировых цен предполагает, что цены на товары международной торговли должны соответствовать следующим условиям:
- цены устанавливают в свободно конвертируемой валюте;
- цены устанавливают на продукцию ведущих предприятий, то есть таких хозяйствующих субъектов, которые занимают на мировом рынке существенную долю;
- цены на продукцию сырья устанавливаются на основе цен, сформированных в тех регионах мира, где сосредоточено производство или торговля этих продуктов (так называемые, цены базисных рынков) (например, для нефтяной продукции используются цены портов Персидского и Мексиканского заливов).
Классификация базисных цен на мировом рынке
Чтобы определить текущий уровень мировых цен, участники международной торговли зачастую обращаются к данным об открыто публикуемых ценах, которые в той или иной степени отражают международную стоимость продукции.
К этим стоимостным оценкам относятся следующие группы цен:
- справочные цены (advertised price) – это цены внутренней оптовой торговли или внешней торговли стран с рыночной экономикой, которые на регулярной основе печатаются в специализированной прессе (газетах, журналах, бюллетенях и т.д.), приблизительно отражают общее направление динамики цен, а потому зачастую используются как отправная точка на переговорах с экспортером/импортером;
- биржевые котировки (exchange quotation), или биржевые цены (exchange/stock price) – это цены на ту продукцию, которая является объектом биржевой торговли, то есть купли-продажи на крупном организованном рынке (на бирже), который функционирует по определенным правилам (включая учет и систематизацию заключённых сделок) и по итогам ежедневных сессий (торгов) публикует средние цены подписанных сегодня контрактов;
- цены аукционов (auction price) – это цены, которые по своей сути близки к биржевым котировкам, поскольку они также отражают реальный уровень цен фактических сделок, но точнее говоря – в отношении специфичного вида сделки – аукциона;
- цены фактических сделок (price of an offer) – это цены, которые непосредственно указаны в контракте на конкретный акт купли-продажи товаров, однако данные о них относится к категории конфиденциальной, а потому получение доступа к ним, как правило, ограничено;
- цены предложений крупных фирм – это цены, которые имеют характер справочных цен и отражают монопольный характер поставок товара (поэтому менее представительны, чем цены фактических сделок).
Эти цены принимаются участниками внешнеэкономической деятельности в качестве базы (базисной цены) при определении мировой цены продукции, которая является объектом их сделки, а также индекса мировой цены, то есть степени её изменения в течении определенного периода (месяца, квартала, года и т.д.).
Разновидности мировых цен
Мировые цены могут принимать различные значения в зависимости от степени их определенности. Так, если цены устанавливаются прямо в виде твердой суммы, то они признаются определёнными. Твердые цены не меняются в течение срока действия контракта и не зависят от сроков и порядка поставки продукции, что исключает возможность последующего учета колебаний экономической конъюнктуры.
Однако также существуют определимые цены, в которых указывается косвенная ссылка на условие исчисления цены к моменту платежа. Этим условием как раз и выступают рассмотренные выше базисные цены. То есть цена внешнеторгового контракта к моменту его исполнения может измениться вслед за изменением, например, биржевых котировок. Такая категория цен присуща контрактам, предусматривающим длительный срок исполнения обязательств.
При этом среди определимых цен выделяют подвижные и скользящие цены. Подвижные цены первоначально устанавливаются в виде фиксированной суммы, однако в контракте делается оговорка, что при определенных условиях (например, повышения среднего уровня мировых цен на 3%) цена может быть пересмотрена сторонами сделки. Скользящие цены устанавливаются в виде формулы, которая включает в себя первоначальную цену и коэффициенты, которые могут скорректировать итоговую сумму. Этим коэффициентом, например, может быть индекс биржевой цены на товар.